Агитация «Приведи друга»
Москвичей призывают голосовать онлайн на плебисците по конституционным поправкам
Глава Центризбиркома Элла Памфилова заявляет, что не допустит давления на избирателей при выборе способа голосования для участия в плебисците по конституционным поправкам. Напомним, в двух регионах — Москве и Нижегородской области — проголосовать можно онлайн. На 10 июня желание принять участие в онлайн-голосовании изъявили уже 380 тыс. москвичей. При этом работники ряда бюджетных учреждений рассказали “Ъ”, что их руководители настойчиво рекомендуют им голосовать именно так. Для электронного голосования в столице необходимо подать заявление через портал госуслуг либо сайт мэрии mos.ru. При этом зарегистрировавшихся на mos.ru в разы выше, чем на госуслугах.
Глава ЦИКа Элла Памфилова предупредила, что комиссия будет тщательно следить за ситуацией с электронным голосованием. «Если будут поступать заявления, что кто-то кого-то заставляет где-то регистрироваться и обязательно таким образом голосовать, извините, спуску давать не будем. Полная свобода выбора, как голосовать, должна быть у человека. Это его право — хочет обычно, там, где он считает удобным, а не там, где ему какой-то начальник пытается приписать. Очень жестко будем за этим следить, всю информацию будем вытаскивать на свет и проверять». По данным штаба наблюдателей Общественной палаты Москвы, к 10 июня около 384 тыс. москвичей подали заявления на электронное голосование за поправки к Конституции. 42 тыс. сделали это через портал госуслуг, 341 тыс.— через портал мэрии mos.ru. В Нижнем Новгороде, где ЦИК также санкционировал онлайн-голосование, таких заявлений пока всего 10 тыс.
Несколько пожелавших сохранить анонимность собеседников “Ъ” сообщили, что они в последние дни не только получили информацию о возможности онлайн-голосования, но и столкнулись с вопросами со стороны работодателей независимо от формы собственности, которые через отделы кадров интересовались, будут ли сотрудники голосовать и в какой форме.
По свидетельству нескольких сотрудников бюджетных организаций, их настойчиво агитируют принять участие в электронном голосовании, причем на сайте mos.ru.
Об этом, например, рассказывает один из сотрудников ГБУ «Автомобильные дороги» (занимается содержанием основных улиц и дорог в Москве). По его словам, организация призывает сотрудников зарегистрироваться для участия в электронном голосовании и предоставить данные трех своих «друзей-москвичей», которые тоже согласны голосовать онлайн.
Для подтверждения регистрации руководители подразделений предприятия требуют предъявить скриншоты заявлений. По словам собеседника “Ъ”, сотрудникам не рекомендуют, как именно они должны голосовать: «До этого пока не дошло». Угроз за невыполнение требования о регистрации для онлайн-голосования не было, но большинство сослуживцев собеседника “Ъ” добровольно послушались указания.
Агитация за электронное голосование идет и в школах Москвы.
Три учителя из разных образовательных комплексов города на условиях анонимности сообщили “Ъ”, что их руководство уже потребовало от них регистрации для голосования онлайн. Двое собеседников “Ъ” утверждают, что давления на них при этом не оказывается, подтверждения регистрации не требуют, но третий педагог заявил о таком требовании в его школе. Один из учителей рассказал, что их школа должна организованно проголосовать в первый день досрочного голосования, 25 июня: об этом сотрудникам обещали «вежливо напомнить» по телефону.
“Ъ” направил запросы с просьбой прокомментировать имеющиеся сообщения об агитации в столичные департаменты соцзащиты, образования и ЖКХ, а также в ГБУ «Автомобильные дороги», но на момент публикации материала ответа не получил. Источник “Ъ” в мэрии заявил, что ранее было принято решение убедить как можно больше горожан принять участие в голосовании онлайн в связи с сохраняющимся риском заражения коронавирусом; речь не шла о давлении, однако исполнители на предприятиях могли продемонстрировать избыточное рвение. «Речь идет об информировании сотрудников о способах голосования,— сказал “Ъ” другой собеседник в мэрии.— Это общепринятая практика. Когда старший по дому обходит квартиры и зовет жильцов принять участие в собрании собственников жилья по вопросу о капитальном ремонте, причем лучше всей семьей, чтобы набрать кворум,— это можно расценивать как принуждение к голосованию?» Глава Мосгоризбиркома Юрий Ермолов заявил в среду, что в комиссию не поступали заявления граждан о том, что «их кто-то побуждает обратиться с заявлением на дистанционное электронное голосование».
Предложения принять участие в голосовании получили несколько корреспондентов “Ъ”: звонившие им представлялись сотрудниками информационного центра общероссийского голосования. Помимо электронного голосования через mos.ru предлагалось также оставить заявление о надомном голосовании (сотрудник комиссии приходит с урной прямо домой) для передачи в участковую избирательную комиссию.
Эксперт в сфере избирательного законодательства Андрей Бузин пояснил “Ъ”, что в описанных собеседниками “Ъ” случаях тяжело доказать «принуждение».
«Юридически запретов на призыв к электронному голосованию нет. Но эти действия могут быть квалифицированы как принуждение, если людям ясно, что в случае отказа последуют какие-то санкции»,— поясняет эксперт. По его словам, электронное голосование гораздо более уязвимо для принуждения, чем обычное: проконтролировать, как человек приходит на участок сложнее, чем убедиться в том, что он прошел регистрацию. Кроме того, начальство может следить за тем, как голосуют их сотрудники, считает эксперт. По его словам, вопрос о дополнительных санкциях за принуждение к электронному голосованию несколько раз поднимался, но услышан не был.
Глава штаба по наблюдению за выборами в Москве Илья Массух, который на выборах в Мосгордуму возглавлял наблюдательный штаб по электронному голосованию, рассказал “Ъ”, что на следующей неделе штаб готов приступить к рассмотрению жалоб на принуждение к голосованию. Сотрудники штаба намерены создать памятку для бюджетников, как сохранить свой голос в тайне при давлении со стороны работодателя: по словам господина Массуха, технически участник «сможет сделать скриншот с галочкой напротив "да", а потом переставить галочку и лишь потом нажать кнопку "отправить"». Господин Массух добавил, что работодателям голосовать за работников будет сложно, так как при входе в личный кабинет и получении бюллетеня потребуется верификация с помощью СМС-кода. Определить, как именно проголосовал участник, технически невозможно, заверил господин Массух.