«Гильдия убийц» из Екатеринбурга
Истории уральских банд
В первой половине 1990-х в Екатеринбурге сформировались крупные организованные преступные группировки (ОПГ): «центровые», «синие», «уралмашевские». Но помимо них в регионе действовали банды, которые имели покровительство властей и силовых структур, на их счету множество убийств и экономических преступлений. Среди них была ОПГ «Новая Гильдия». О том, как поймали преступников, в книге “Ъ-Урал” «Ловцы банд. Место встречи...» рассказали оперативники по борьбе с оргпреступностью.
ОПГ «Новая Гильдия» состояла из числа сотрудников службы безопасности одноименного акционерного общества закрытого типа (АОЗТ). Возглавлял ОПГ Андрей Бубенщиков. В «Гильдии» под видом службы безопасности действовал боевой отряд, которым руководил Игорь Смирнов. В арсенале находились автоматы Калашникова, пистолеты ПМ и ТТ, бандиты передвигались на бронированных автомобилях. По оперативным данным, на счету группировки не менее 11 убийств.
Бубенщиков вел себя в Екатеринбурге очень нагло. Ранее он работал инструктором партийной школы, у него был очень широкий круг связей. В основном в «Новую Гильдию» набирали бывших сотрудников специальных подразделений.
АОЗТ «Новая гильдия», имевшее разветвленную сеть филиалов по всей Свердловской области, являлось многопрофильной фирмой. В сферу ее деятельности входило капитальное строительство, производство строительных материалов, торговля лесом и металлами. Андрей Бубенщиков зарекомендовал себя в глазах местных властей как бизнесмен новой волны, в которых очень нуждалась постсоветская Россия. Например, когда руководство Малышевского рудоуправления, добывающего изумруды на единственном в Европе месторождении, попросило ФСБ (тогда ФСК) помочь найти надежного и добропорядочного инвестора, ему была рекомендована «Новая гильдия». И АО в течение нескольких лет финансировало добычу изумрудов и содержало трудовой коллектив.
Надо сказать, компании покровительствовали не только областные власти и спецслужбы, но и тогдашний полномочный представитель президента России по Свердловской области Виталий Машков, а также некоторые депутаты Госдумы и чиновники в Кремле.
Расцвет «Новой гильдии» пришелся на 1993 год, когда в Екатеринбурге шла ожесточенная война между ведущими группировками — уралмашевской и центральной. Именно в том году на деньги АО была издана книга «Мафия в Екатеринбурге», авторы которой сделали попытку составить криминальную карту региона, выявить истоки криминальных разборок, определить сферы влияния крупных банд.
Благообразный облик «Новой гильдии» рухнул весной 1995 года после первых арестов и бегства Бубенщикова.
Банда попала в разработку после убийства телохранителя Мартьянова, у которого случился личный конфликт с Бубенщиковым. В Мартьянова стреляли пять человек из одного пистолета ТТ – таким образом их «вязали кровью».
Трое охранников во главе с Бубенщиковым и Смирновым вывезли его в лес. Там по приказу Смирнова один из охранников отрезал у связанного Мартьянова уши, а двое других произвели контрольные выстрелы в голову из пистолета. После этого труп сбросили в реку Аять.
Когда была закончена работа по эпизоду с убийством Мартьянова, оперативники начали устанавливать лиц, которые были причастны к остальным преступлениям. Начались задержания. В ходе расследования было раскрыто убийство Елены Каморниковой, которая была связана с бывшим директором Невьянского кирпичного завода Андреем Лониным, застреленным в сауне. Она владела большим объемом информации, поэтому Бубенщиков принял решение ее устранить.
Кстати, Лонин до работы на заводе также являлся личным телохранителем Бубенщикова и тоже отдавал приказы на расправу. По его указанию, например, был убит водитель частной машины, на которой на следующий день было совершено покушение на командира батальона специального назначения Свердловского ГУВД Владимира Ефимова. Выходя из подъезда, офицер заметил в окне несущейся к нему машины ствол автомата, упал на землю, и пули прошли выше, застряв в стене на уровне груди и головы.
Над делом работали:
Александр Скоробогатов
Виктор Сенцов
Алексей Дружинин
Константин Землянов
Денис Цыкин
Александр Шадрин
Вадим Смирнов
Михаил Салов
Эдуард Халин
Из воспоминаний Михаила Салова
Первая информация по «Новой Гильдии» к нам пошла – якобы они занимаются контрабандой изумрудов. Но тут к нам пришел Игорь Зимин, известный в уголовной среде человек, который к нам относился с уважением, так как мы соблюдали негласный кодекс чести. У Зимина была компания, которую возглавлял бывший опер Кировского райотдела Миша Калинин. Как-то структуры «Новой Гильдии» задолжали этой фирме. Миша Калинин поехал к ним просить, чтобы деньги вернули. И пропал. На Зимина вышли из «Гильдии» со словами: «Раз вы набрались наглости с нас долги требовать, то теперь вы нам должны, если хотите видеть директора живым». То есть произошел захват заложника и вымогательство.
Мы решили провести операцию в здании головного офиса «Новой Гильдии» возле Зеленой Рощи. Это было отдельное здание с высоченным забором. СОБР взял его штурмом.
Во дворе здания мы увидели морские сорокафутовые контейнеры. Открываем один – там мужик сидит. Была зима, жуткий холод, а мужик сидит на стульчике на фанерке из-под холодильника, рядом бутылочка воды. Оказалось, это директор завода, которого бандиты пытались заставить какие-то документы подписать. В другом контейнере мы нашли Калинина.
Кроме того, мы там изъяли кучу оружия – пистолеты, автоматы Калашникова, даже удивительные для постсоветского пространства винтовки М16. Изумруды там в коридорах ведрами стояли. В ходе проведения обыска к нам прилетели полпред президента в Свердловской области Машков, руководящие сотрудники УВД и КГБ. Начальство забегало, требовало все прекратить, но остановить расследование уже было нельзя.