Ватикан не совладал с ипотекой
Как покупка здания в Лондоне привела к краху всей финансовой системы Святого престола
Покупка дорогой недвижимости в Лондоне в далеком 2012 году отозвалась новым коррупционным скандалом для Ватикана. На днях власти города-государства арестовали Джанлуиджи Торци, который умудрился заработать миллионы на провальной для Ватикана сделке, которой он сам же и руководил.
На прошлой неделе в Ватикане арестовали Джанлуиджи Торци — итальянского бизнесмена, который за свою карьеру успел стать членом советов директоров и даже генеральным директором нескольких компаний, занятых в совершенно разных областях. А еще господин Торци был брокером в Государственном секретариате Ватикана, помогая тому в покупке люксовой недвижимости в Лондоне.
Как полагает следствие, делал это итальянский бизнесмен, нарушая сразу несколько законов. Брокер обвиняется «в вымогательстве, растрате, мошенничестве при отягчающих обстоятельствах и отмывании денег — преступлениях, за которые ватиканское законодательство предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет», говорится в сообщении пресс-службы Святого престола.
Господин Торци стал первым человеком, арестованным в рамках этого коррупционного расследования. Однако следствие интересуют вероятные мошеннические действия со стороны не только Джанлуиджи Торци, но и представителей церкви. Многие из них уже лишились своих постов, и нет никаких гарантий, что арест итальянского бизнесмена будет единственным.
Джанлуиджи Торци занимался покупкой дорогого здания в лондонском районе Челси для Святого престола. Ватикан вообще довольно часто играет на рынке зарубежной недвижимости. В 2012 году Ватикан приобрел долю в лондонском здании на Слоун-авеню за $165 млн. Сама сделка проводилась через компании господина Торци при участии нескольких представителей Римской курии.
При этом итальянский бизнесмен был наделен практически неограниченной властью в рамках этого проекта — Ватикан подписал с ним два контракта, которые позволяли ему фактически в одиночку осуществлять покупку объекта.
Доля в недвижимости была приобретена за счет ипотечного кредита, условия которого оказались слишком обременительными для Ватикана. К тому же стоимость недвижимости за эти годы не выросла, а, наоборот, сильно просела из-за «Брексита». В итоге на балансе Святого престола оказался невыгодный актив, приобретенный в кредит на крайне невыгодных условиях. Сам же господин Торци оказался в выигрыше, получив немалые проценты за брокерские услуги.
А в 2018 году Государственный секретариат запросил у Института религиозных дел (IOR), выполняющего функции Банка Ватикана, новый кредит, чтобы выкупить все здание сразу и избавиться от ипотеки. Именно тогда директор IOR заподозрил, что вся эта сделка с лондонской недвижимостью может быть мошеннической, и инициировал внутреннее расследование, фигурантами которого стали Джанлуиджи Торци и представители церкви, подписывавшие с ним контракты.
1 октября 2019 года в сам Государственный секретариат и в Управление финансовой информации (AIF) Святого престола — юридическое лицо Ватикана, учрежденное папой Бенедиктом XVI в 2010 году для контроля за всеми финансовыми операциями церкви,— нагрянула полиция. После этого вся система управления финансовыми операциями Святого престола посыпалась как карточный домик. Уже на следующий день в СМИ просочился приказ об увольнении сразу пятерых сотрудников секретариата и AIF Ватикана.
13 ноября под угрозой оказывается участие самого ватиканского регулятора в Egmont Group — международном консорциуме финансовых регуляторов из 130 стран. Решением консорциума AIF сохранило свое членство, но было отстранено от работы в защищенной системе связи, которая используется для обмена конфиденциальной информацией в рамках международной борьбы с отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями.
18 ноября становится известно об уходе главы AIF Рене Брюльхарта, который занимал эту должность с момента создания управления. Официально причиной его ухода стало завершение пятилетнего контракта, который папа Франциск решил не продлевать. 19 ноября подал в отставку член правления AIF Марк Одендалл, который объяснил свое решение тем, что «нет никакого смысла оставаться в правлении пустышки».
Наконец, в феврале этого года полиция пришла с обысками домой и в офис к Альберто Перласке — теперь уже бывшему главе Государственного секретариата Ватикана. Его подозревают в хищениях, превышении должностных полномочий и коррупции.
Для Святого престола это далеко не первый коррупционный скандал за последние годы. Так, в начале 2017-го к тюремным срокам за выдачу сомнительного кредита на €23 млн в 2010 году были приговорены два члена руководства Института религиозных дел. В конце 2018 года суд Ватикана вынес первый в своей истории тюремный приговор за отмывание денег — сомнительная честь первопроходца в этом отношении принадлежит итальянскому бизнесмену Анджело Пролетти. Его приговорили к двум с половиной годам лишения свободы за вывод средств со счетов своих компаний, которые проходили процедуру банкротства, на собственный счет в IOR.
К слову, арест итальянских граждан полицией Ватикана вообще редкое явление. Большая часть арестованных когда-либо в Ватикане — либо граждане города-государства, либо итальянские граждане, официально трудоустроенные в Ватикане.
Но за последние пару лет набралось уже два громких дела, связанных с итальянскими бизнесменами и финансовыми операциями Римской курии. Наконец, в прошлом году бывшему главе IOR были предъявлены обвинения в отмывании денег и хищении средств при совершении сделок с недвижимостью.
Папа Франциск много раз говорил о том, что деньги, получаемые церковью, не должны просто лежать на счетах, и приветствовал их инвестирование в любые проекты, которые могут принести церкви прибыль, но при этом не нарушают этических норм. Именно папа Франциск создал AIF в 2013 году, чтобы пресекать любые попытки мошенничества со стороны отдельных представителей курии и навсегда оставить в прошлом коррупционные скандалы. Однако дело Джанлуиджи Торци и последовавшие увольнения в самом управлении говорят о том, что с этим вызовом Ватикан пока не справился, а вокруг Святого престола собраны далеко не святые служащие.