«Гостех» кладут в Сбербанк
Для платформы предложили назначить оператора
Несмотря на наличие альтернативных предложений, Минкомсвязь хочет провести эксперимент по переводу до конца 2021 года государственных сервисов на цифровую платформу «Гостех» на базе разработок Сбербанка. В «Гостехе» будут представлены сервисы кадастровой регистрации, аренды госимущества и ОМС. Разработка платформы, по экспертным оценкам, может стоить 4–6 млрд руб., а рынок ее услуг оценивается в десятки миллиардов рублей в год. Эксперты говорят о рисках монополизации и слияния «Гостеха» с информационными системами Сбербанка. В Минкомсвязи утверждают, что бюджетных расходов не потребуется, а в эксперименте смогут принять участие и другие разработчики.
Эксперимент по созданию, миграции и развитию государственных сервисов и информационных систем на цифровой платформе «Гостех» может пройти до конца 2021 года на базе разработок Сбербанка, который выступит оператором платформы. Это следует из проекта постановления правительства (есть у “Ъ”), который Минкомсвязь 10 июня направила на согласование министерствам по итогам заседания президиума правительственной комиссии по цифровому развитию 20 апреля. В Минюсте подтвердили, что проект рассматривается. В Сбербанке от комментариев отказались.
На платформе будут представлены сервисы аренды государственного имущества и кадастрового учета недвижимости, а также система получения цифрового полиса обязательного медицинского страхования (ОМС), следует из проекта постановления. Их операторами выступят соответственно Росимущество, Росреестр и Фонд ОМС.
Герман Греф, председатель правления Сбербанка, 2 марта, на встрече с президентом Владимиром Путиным
Мы закончили делать нашу платформу и считаем, что по качеству она не уступает самым современным платформам, которые сегодня есть у компаний Microsoft, Google, Amazon или Alibaba
Как сообщал “Ъ” 18 апреля, Сбербанк выступил инициатором создания «Гостеха». По мнению одного из источников, знакомых с ситуацией, банк таким образом хочет фактически замкнуть на себе оказание финансовых услуг, страхования, услуг связи и других продуктов, которые есть в его экосистеме, во взаимодействии государства с гражданами и бизнесом. Эксперты оценивали объем этого рынка в несколько десятков миллиардов рублей в год.
Но Сбербанк не единственный претендент на участие в создании «Гостеха». Как сообщал “Ъ” 9 июня, задействовать свои сервисы и разработки для платформы предлагали также ВТБ, «Ростелеком» и «Почта России» в совместном письме премьер-министру Михаилу Мишустину. Они также предлагают запускать «Гостех» на базе уже создающейся системы «Гособлако».
В Минкомсвязи подтвердили, что Сбербанк предоставляет для эксперимента свою платформу, подчеркнув, что это не потребует расходов из бюджета.
«Если другие компании со своими платформами пожелают принять участие в эксперименте, мы им предоставим такую возможность»,— заверили в пресс-службе министерства. Использование подобных решений должно повысить качество программного обеспечения в госуправлении и ускорить ввод госсервисов в эксплуатацию, ожидают в Минкомсвязи.
Идея использования единого набора сервисов для разработки государственных информационных систем (ГИС) сама по себе выглядит здравой: так можно существенно сократить время и расходы на разработку и обслуживание каждой новой системы, рассуждает заместитель гендиректора группы компаний Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов.
Если эксперимент по разработке «Гостеха» будет длиться полтора года, то бюджет разработки одной ГИС можно оценить в 1,8–2 млрд руб., а всей платформы — в 4–6 млрд руб., предполагает он, тогда как в федеральном проекте «Цифровое государственное управление» средний бюджет аналогичных ГИС составляет около 6 млрд руб. на каждую.
Однако ГИС по управлению госимуществом, ОМС и регистрации прав собственности до сих пор вообще не были представлены в национальных проектах, поэтому бюджетов на их разработку не предусмотрено, отмечает господин Шолохов. Их финансирование может быть осуществлено либо перераспределением бюджета с других проектов «Цифровой экономики», которая, впрочем, и без этого достаточно секвестрирована, либо частично за счет средств самого Сбербанка, предполагает он.
Реализацию подобного проекта сложно назвать профильной деятельностью для коммерческого банка, отмечает партнер департамента управления рисками Deloitte в СНГ Денис Липов. По его мнению, это может привести к созданию определенных преимуществ для Сбербанка с точки зрения конкуренции на рынке, особенно если данные его клиентов будут объединяться с данными информационных систем госорганов из платформы «Гостех». С точки зрения защиты персональных данных, подчеркивает эксперт, важно не допускать такого объединения, по крайней мере в автоматическом режиме.