Грядут большие изменения на мировом научно-образовательном рынке
Преимущества получат вузы, активно включившиеся в процесс цифровизации
Рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-аналитика») в девятый раз составило ежегодный рейтинг 100 лучших вузов России. Исследование зафиксировало устойчивость отечественной образовательной элиты, однако уже в следующем году в рейтинге возможны сюрпризы. Новая реальность, сложившаяся из-за эпидемиологической ситуации во всем мире, как ожидается, окажет сильное влияние на сложившиеся традиции университетов. Наиболее очевидные изменения касаются международного взаимодействия университетов и роста влияния ИТ на конкурентоспособность вузов.
Традиционные лидеры рейтинга RAEX удерживают позиции. Победителем стал МГУ им. М. В. Ломоносова, следом расположились МФТИ и НИЯУ МИФИ. Места с четвертого по шестое, как и в прошлом году, заняли СПбГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО. В первой двадцатке рейтинга всего одно новое имя — в нее впервые вошел Сеченовский университет вместо выбывшего РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина.
Шесть возглавляющих рейтинг университетов заняли верхние позиции и в отдельном субрейтинге, оценивающем качество образования (к слову, образовательная составляющая имеет наибольший вес в рейтинге RAEX — 50%, тогда как научная — 20%, а 30% — это связь с работодателями). На первый взгляд, стабильность, наблюдаемая в субрейтинге по качеству образования — а состав топ-20 здесь за год не изменился,— говорит о том, что в российском образовании никаких значительных изменений нет. Что, по идее, должно порадовать сторонников консервативных подходов. Однако более детальное изучение данных RAEX показывает, что российская высшая школа уже утрачивает одно из своих ключевых преимуществ, а именно высокий уровень преподавания. Причина — кадровые сокращения, которые начали активно проводиться, начиная с времен министра Дмитрия Ливанова. Что же произошло?
Заштатный подход
Российское образование традиционно славилось тесным взаимодействием преподавателей и студентов. Вузы могли себе позволить формат наставничества, при котором маститые профессора не считали зазорным на пальцах объяснять простые истины студентам младших курсов, индивидуально работать со студентами с учетом их интересов, способностей и уровня подготовки. Это было возможно благодаря кадровым ресурсам: по числу преподавателей в расчете на студента ведущие российские вузы опережали многие именитые европейские и американские университеты. Этот факт признавали и составители зарубежных рейтингов, которые сложно заподозрить в чрезмерной лояльности к отечественным вузам.
Теперь, похоже, Россия лишается этого важного преимущества, необходимого, между прочим, для высокого качества фундаментального образования. И главная причина кроется в деньгах. Так, в 2014 году распоряжение правительства РФ №722 установило подушевой принцип финансирования вузов, исходя из нормативных цифр соотношения преподавателей и студентов. От года к году это соотношение менялось от 10,2 до 12,0 — то есть с каждым годом на каждого преподавателя по нормативам приходилось все большее количество студентов. Если вуз не выполнял норматив, то платить «излишним» сотрудникам ему приходилось из собственного кармана, то есть из внебюджетной составляющей — за счет доходов от научной деятельности, платного образования. Те, у кого таких возможностей немного,— скажем, это небогатые региональные технические вузы — были вынуждены сокращать штат. «До введения в действие этого положения и изменения системы финансирования соотношение в национальных и национально-исследовательских университетах было четыре студента на одного преподавателя,— поясняет Елена Разинкина, проректор по образовательной деятельности СПбПУ.— Кроме этого, низкая финансовая устойчивость многих вузов, отсутствие требуемого объема внебюджетной составляющей подталкивают их к оптимизационным процессам: увеличение контингента обучаемых в группах, потоках, увеличение нагрузки у преподавателей с целью выполнения указов президента относительно уровня средней заработной платы преподавателям».
Иными словами, вузам пришлось прибегать к самым различным ухищрениям, чтобы при недостаточном финансировании и «майские указы» выполнить, и ценных сотрудников сохранить, пусть и в ином качестве. Многих преподавателей перевели на доли ставки. Кому-то предложили зарабатывать на научной деятельности. А кто-то был переведен из преподавателей в инженеры (на которых «майские указы» не распространяются). Так или иначе, данные RAEX фиксируют стабильное падение количества штатных преподавателей в расчете на 100 студентов: начиная с 2014 года оно ежегодно снижалось, сократившись за пять лет с 7,97 до 6,96 в 2019/20 учебном году (см. график).
Таким образом, среднее количество студентов на одного преподавателя в вузах из топ-100 составляет 14,4 человека. У вузов—лидеров по качеству образования (топ-20 субрейтинга) на одного преподавателя приходится 12,1 студента, а в топ-10 — 10,2 студента. В целом по рейтингу наибольшую обеспеченность штатными кадрами демонстрируют МГУ, СПбГУ, МГИМО, МГЛУ, а также медицинские вузы, причем не только из верхней части рейтинга.
Сокращение штата сотрудников вредит традиционному фундаментальному образованию, но при этом может сделать студента более подготовленным к выходу на рынок труда — в частности, если университет активно сотрудничает с бизнесом. «Переход к практико-ориентированному обучению в настоящее время стремятся осуществить многие ведущие вузы, сокращая численность штатных преподавателей-лекторов и увеличивая число научных работников и преподающих работодателей, привлекаемых на условиях временной занятости, совместительства или по гражданско-правовым договорам,— говорит ректор опорного Алтайского государственного университета Сергей Бочаров.— Отмечаем тенденцию роста в вузе числа научных сотрудников, совместителей и приглашенных лекторов из бизнес-среды».
Лучшие вузы по условиям для получения качественного образования*
|
* Основанием для ранжирования служат результаты вузов при оценке по группам показателей: уровень преподавания, международная интеграция, ресурсное обеспечение, востребованность среди абитуриентов.
Кадровая оптимизация уже сказывается на образовательном процессе, а в ближайшем будущем она также может повлиять и на места российских вузов в глобальных рейтингах. Дело в том, что данные большинства таких исследований ретроспективны — они относятся не к текущей ситуации, а к положению дел в вузах несколько лет назад. Соотношение студентов и сотрудников — важный критерий глобальных рейтингов. И для университетов России, сокращавших преподавателей, провал по кадровому показателю вскоре «всплывет» в ближайших выпусках рейтингов, что, в свою очередь, чревато снижением мест вузов из России.
Интернет против знатоков
Похоже, кадровая оптимизация в вузах достигла нижней точки, и есть надежда, что в дальнейшем масштабных сокращений персонала не будет. Правда, скептики предполагают, что такой риск по-прежнему сохраняется, но на этот раз не из-за финансовых сложностей, а из-за цифровизации, перевода в онлайн многих рутинных обязанностей (к ним иногда относят чтение лекций студентам). Однако в опрошенных “Ъ” вузах считают такую опасность надуманной, полагая, что на количестве сотрудников это не отразится. Более того, из-за развития дистанционных сервисов на профессорско-преподавательский состав ложится огромная нагрузка, и это не только освоение новых технологий, но и качественное наполнение виртуального контента.
«Ни о каком сокращении сотрудников университета нет речи. Наоборот, необходимо сохранить тот коллектив, который с успехом ответил на поставленный вызов,— говорит Дмитрий Репецкий, начальник управления образовательных технологий ПНИПУ.— Использование дистанционных образовательных технологий не облегчает работу преподавателя, как это преподносят различные СМИ. Преподавателям пришлось в самые кратчайшие сроки изучить новые технологии в обучении, научиться принимать зачеты и экзамены. Ряд преподавателей создали свои онлайн-курсы, которые будут использовать в дальнейшем. Останавливаться на этом нельзя, необходимо продолжать использование дистанционных технологий, поддерживать новые онлайн-курсы».
Лучшие вузы по востребованности выпускников работодателями*
|
* Основанием для ранжирования служат результаты вузов при оценке по группам показателей: сотрудничество с работодателями и качество карьеры выпускников.
Источник: RAEX («РАЭКС-Аналитика»).
На фоне цифровизации требования к преподавателям повысятся, ожидается изменение ролей преподавателей и их компетенций. «Будут необходимы компетенции в части владения компьютерной техникой, работой с системами дистанционного обучения,— говорит проректор РАНХиГС Максим Назаров.— Но также нужны и особые знания по методике проведения занятий в дистанционном формате, формы подачи информации. Необходимо продумывать не только содержание занятия, но и сценарий его проведения. Нужно уметь вести себя перед камерой, уметь говорить, уметь презентовать материал и поддерживать контакт с аудиторией». Похожего мнения придерживается и Елена Разинкина из СПбПУ: «Возникает необходимость повышение уровня цифровой грамотности и культуры вузовских педагогов, актуализации их умений, например таких, как проектирование цифрового занятия и контента, организация занятия в режиме онлайн».
В любом случае нет сомнений в том, что масштабы использования дистанционных технологий будут значительно больше, чем до марта 2020 года. «Сейчас в ведущих университетах есть устойчивая тенденция по созданию виртуальных лабораторий. И у химиков, и у физиков они используются в процессе обучения,— рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.— Такая лаборатория — это виртуальный аналог тех физических, химических или других процессов, которые ты изучаешь. Но часть процессов все равно надо поделать руками и физикам, и химикам, и биологам. Живой мир надо потрогать».
В научном авангарде
Если образовательную деятельность вузов можно отнести к сферам, пострадавшим от реформ, то в области научных исследований российские вузы, напротив, сделали мощный рывок за последние годы. Так или иначе, инициативы государства по развитию университетов привели к явному дисбалансу развития: фокус был сильно смещен в сторону научной активности. И один из аргументов для форсирования исследований — эффект низкой базы, на которой находилась вузовская наука в начале прошлого десятилетия. Результат усилий университетов налицо. Так, за пять лет количество индексируемых в базе Scopus научных публикаций в расчете на один вуз выросло более чем на 300%. Если за период с 2010 по 2014 год один вуз из топ-100 рейтинга RAEX публиковал в среднем около 1 тыс. статей, то за следующие пять лет — за период с 2015 по 2019 год — свыше 3 тыс. статей.
Впрочем, и сегодня, по мнению многих экспертов, с научной миссией российские университеты справляются не в пример хуже, чем с образовательной (об этом, в частности, говорится в аналитических материалах международного рейтинга «Три миссии университета»). И российских вузов, которые действительно хорошо заметны на мировой научной арене, немного. Все они входят в топ-20 субрейтинга RAEX по уровню научно-исследовательской деятельности. Примечательно, что о безусловном доминировании Москвы здесь говорить не приходится: в столице расположены только три вуза из первой десятки и пять — из второй. Наряду со столичными университетами в топ-10 вошли три вуза Санкт-Петербурга, два университета Томска и по одному представителю Новосибирска и Казани.
Лучшие вузы по уровню научно-исследовательской деятельности*
|
* Основанием для ранжирования служат результаты вузов при оценке по группам показателей: научные достижения, инновационная активность и исследовательская инфраструктура.
Источник: RAEX («РАЭКС-Аналитика»).
Говоря о научной деятельности, помимо географического разнообразия лидеров можно отметить и огромный разрыв между наиболее сильными в научном плане вузами и всеми остальными.
Так, средний исследовательский бюджет десятки лучших по науке составил в 2019 году 3,8 млрд руб. против 1,8 млрд руб. у вузов второй десятки и 300 млн руб. у остальных университетов.
Еще отчетливее проявляется дифференциация по библиометрическим показателям. Если по десятке лидеров субрейтинга за последние пять лет на одного сотрудника приходилось в среднем 48,2 цитирования статей, индексируемых в Scopus, то по вузам, занимающим, казалось бы, также высокие места с 11-го по 20-е, этот показатель составил 9,0 цитирования, то есть в 5,4 раза меньше.
Границы ключ переломлен пополам
Какие изменения претерпят научные исследования в будущем в связи с неожиданной пандемией, точно предсказать сложно. При этом многие эксперты предполагают, что навыки дистанционного взаимодействия, которые приобретут ученые в ходе вынужденного карантина, пойдут на пользу и российской, и мировой науке.
Из-за закрытия границ в 2020 году академическая мобильность была прекращена. И это сильно затруднило проведение совместных исследований, для которых необходимо физическое присутствие в лаборатории. В наименьшей же степени пострадали социальные, гуманитарные и экономические науки: «В рамках таких исследований можно взаимодействовать с коллегами дистанционно. Люди давно привыкли общаться по электронной почте и Skype. А вот физикам, химикам и биологам приходится сложнее»,— замечает проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков.
Ученые, которые были вынуждены временно приостановить исследовательскую работу, использовали освободившее время на написание научных статей: «Я вижу, как в технической сфере количество публикаций выросло: у ученых появилась возможность заняться обобщением ранее полученных результатов, пока доступ в лаборатории был ограничен,— отмечает проректор МГИМО (У) МИД России Андрей Байков.— А в гуманитарной сфере активность написания статей упала. У преподавателей не хватает времени этим заниматься из-за возросшей нагрузки в связи с переходом на дистанционное образование».
Но даже в области естественных наук международное сотрудничество не было поставлено на паузу: в онлайн-формате проводятся встречи, конференции и семинары, планируются совместные проекты. Ученые и преподаватели, поставленные в довольно непростые условия, были вынуждены преодолеть существовавшие психологические барьеры и начать более активно общаться в дистанционном формате. При этом взаимоотношения с зарубежными коллегами стали более неформальными. Таким образом, онлайн-общение плотно вошло не только в образовательную, но и в научную деятельность университетов. Например, опыт организации мероприятий в онлайн-режиме, вполне возможно, повлияет на организацию очных мероприятий. По словам Ивана Простакова, в будущем возникнут смешанные форматы научных конференций, с большим количеством участников из-за рубежа, включающихся онлайн, что позволит сильно расширить географию и количество участников.
Представители университетов надеются, что полученный опыт совместной дистанционной работы в целом принесет огромную пользу международному научному сотрудничеству. «Мир после пандемии уже не будет прежним,— говорит Дмитрий Арсеньев, проректор по международной деятельности СПбПУ.— Международная интеграция имеет огромные шансы получить мощнейший толчок. Многие процессы можно без вреда для них перевести в онлайн — и тем самым даже повысить их эффективность».
Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 (2020 год)
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика»).