Контейнер встает ребром
Наталья Скорлыгина об идее возить их в полувагонах
Глава ОАО РЖД Олег Белозеров неожиданно «на 99%» поддержал высказанную владельцем Первой грузовой компании (ПГК) Владимиром Лисиным идею разрешить возить контейнеры в полувагонах. «Это действительно интересное предложение, хорошая антикризисная мера»,— сказал топ-менеджер.
Сейчас контейнеры возятся на фитинговых платформах, но теоретически и по международным правилам их можно перевозить и в полувагонах: 40-футовые — поштучно горизонтально, 20-футовые — по два, а порожние 20-футовые — даже по три, поставленные на попа. До 2015 года ОАО РЖД разрешало такую практику, но потом технические условия, допускающие ее, были отменены. По соображениям безопасности и, рассказывают собеседники “Ъ”, ради повышения контейнеризации грузов и развития «Трансконтейнера», который в то время принадлежал ОАО РЖД.
Когда в прошлом году вопрос о возврате перевозки контейнеров в полувагонах начали осторожно обсуждать, я наводила справки и получила почти единодушные отзывы вовлеченных персон о том, что этот «каменный век» никогда не вернется.
Но теперь ситуация на железных дорогах изменилась: профицит парка и вялая конъюнктура рынков привели к тому, что сотня тысяч полувагонов простаивает. Также, что немаловажно, ОАО РЖД в конце 2019 года рассталось с «Трансконтейнером», приобретенным за беспрецедентные 60,3 млрд руб. группой «Дело» Сергея Шишкарева.
Собеседники “Ъ” отмечают, что, с одной стороны, обратная загрузка полувагонов — полезная для экономики вещь. Полувагоны, идущие на Дальний Восток, возвращаются порожними в центр страны, а контейнеропоток идет во встречном направлении, и, казалось бы, сам бог велел одно с другим соединить. С другой стороны, это вредит экономике железнодорожных контейнерных операторов: у них отлажены транспортные цепочки, не рассчитанные на конкуренцию со стороны относительно дешевых и вездесущих полувагонов. Также контейнерные операторы опасаются, что придирчивый зарубежный клиент, увидев, как его контейнер с ценным грузом закидывают в полувагон, охладеет не только к этому способу перевозки, но и ко всему российскому сервису и предпочтет море.
У этой истории есть еще одна достойная упоминания грань. С продажи «Трансконтейнера» прошло лишь полгода, но, видимо, мотивация ОАО РЖД к поддержанию благоприятных коммерческих условий для него несколько ослабла. Один из собеседников “Ъ” припоминает в этой связи продажу ОАО РЖД «Рефсервиса» в конце 2018 года: стоило только найти покупателя на актив, и вот уже монополия ровно с тем же полугодовым интервалом досрочно смягчает правила перевозки скоропортящихся грузов, что позволяет во многих случаях отказаться от дорогих рефрижераторных вагонов и возить, например, в крытых.