Башню не снесло
Рашид Габдуллин не отказался от «Тюбетей Tower» из-за COVID-19
Несмотря на спровоцированный пандемией коронавируса кризис, пермский инвестор в индустрию развлечений и отдыха Рашид Габдуллин продолжает работать над реализацией проекта по строительству смотровой башни в Казани. По словам предпринимателя, карантин может лишь скорректировать сроки сдачи объекта, но построен аттракцион в итоге все равно будет. Аналитики видят риски в подобных инвестициях — туристический объект может не окупиться, так как вся отрасль оказалась в тяжелом положении. При этом, по мнению экспертов, есть и плюсы: конкуренты на данном рынке сейчас отсутствуют.
Смотровая башня «Тюбетей Tower», которую планируется построить в Казани, зарегистрирована как предприятие. По данным «СПАРК-Интерфакс», основная доля в уставном капитале ООО (85%) принадлежит пермскому бизнесмену, директору парка имени Горького Рашиду Габдуллину, специализирующемуся на инвестициях в сферу развлечений и отдыха. Еще 5% акций находится в собственности его сына Тимура Габдуллина. Оставшейся долей в 10% владеет предприниматель Айрат Ахметшин, учредитель казанской финансовой фирмы «КапиталИнвестПроект» и московской компании «А-Инжиниринг». Господин Ахметшин значится директором компании.
Напомним, концепцию башни Рашид Габдуллин представил летом 2019 года. Планируется, что «Тюбетей Tower» будет самым высоким архитектурным объектом в Казани — 123,5 м высотой. Наверху будет располагаться круглая, напоминающая по форме тюбетейку, смотровая площадка площадью 200 кв. м, 123 кв. м пола которой будут стеклянными. Башня будет находиться на берегу Казанки, возле стадиона «Казань Арена». Вокруг нее разместится парк отдыха площадью 16 га, под саму башню требуется участок 0,3 га.
Президент Татарстана Рустам Минниханов поручил организовать международный конкурс на разработку окончательного проекта внешнего облика башни. Именно для того, чтобы провести этот конкурс, необходимо было зарегистрировать объект как ООО, пояснил „Ъ-Прикамье“ Рашид Габдуллин.
«Прежде чем объявлять конкурс, нужно оформить земельный участок, без этого окончательная финансовая модель не складывается. А чтобы подать заявку на выделение территории и иметь возможность заключить договор аренды, необходимо было оформить предприятие. Документы для получения земли мы разослали еще до коронавирусных событий, сейчас динамика принятия решения заторможена. На само формирование участка уйдет несколько месяцев, так что выйти на конкурс сможем в лучшем случае к лету-осени»,— сообщил господин Габдуллин.
По словам предпринимателя, «Тюбетей Tower» будет находиться в собственности ее учредителей, финансовые обязательства по строительству башни также ложатся на них. Сумма инвестиций в возведение самой конструкции составит 350–400 млн руб. Реализация проекта займет не менее двух лет: после окончания конкурса понадобится девять месяцев на разработку проектно-сметной документации, столько же — на основной этап строительства, еще полгода — на то, чтобы завершить все работы и запустить объект в эксплуатацию.
До объявления конкурса на проект внешнего вида надо также окончательно доработать общую концепцию объекта. Ранее она уже претерпела изменения. Изначально планировалось, что в «Тюбетей Tower» будет располагаться ресторан, однако от этой идеи пришлось отказаться. Размещение полноценного заведения общественного питания на такой высоте может вызвать сложности по части пожарной безопасности. Наверху башни по-прежнему предполагается выделить место под сувенирную лавку, также прорабатывается вариант с открытием кофейни. На этой неделе должна состояться онлайн-встреча с главным архитектором Казани Ильсияр Тухватуллиной, во время которой в концепцию «Тюбетей Tower» будут внесены новые уточнения.
Функционирование парка отдыха будет организовано в форме ГЧП. «Обустройство общественной территории будет профинансировано из федеральных и республиканских источников. На нас ложится обязанность по дальнейшему содержанию парка и обеспечению постоянного потока людей»,— сказал пермский бизнесмен.
Рашид Габдуллин полагает, что пандемия коронавируса может затормозить реализацию проекта, в остальном рисков нет — «Тюбетей Tower» все равно будет построена. «В любом случае человечество победит этот коронавирус, как и все предыдущие болезни. Дальше начнется восстановление экономики, и объект будет востребован»,— уверен предприниматель.
В ГК «Финам» отмечают, что в связи с нынешней эпидемиологической обстановкой реализация проекта несет и финансовые риски для инвесторов. «До того как началась ситуация с коронавирусом, строительство смотровой башни в Казани, где высокий поток туристов, имело крайне хорошие перспективы. Теперь все круто меняется. Экономика страны работает в усеченном режиме, весь туристический сектор и связанные с ним компании несут колоссальные убытки. Сейчас неизвестно, сколько организаций выживут и в каком виде они выйдут из кризиса, поэтому будет сложно успешно инвестировать в подобные объекты»,— считает аналитик «Финам» Алексей Коренев.
При этом, по мнению господина Коренева, шансы на успех у «Тюбетей-Тауэр» есть. «Если к осени ситуация стабилизируется, то у инвестора появится возможность зайти на рынок в удачный момент — при низких ценах и минимальной конкуренции, тогда проект может „выстрелить“»,— полагает аналитик.