Курску определили дизайн
В областном центре вводится регламент для рекламных вывесок
В Курске презентовали первые две книги дизайн-кода, регламентирующего параметры рекламных конструкций на зданиях облцентра. До конца года по этому документу должны быть изменены вывески главной городской магистрали — улицы Ленина. На остальной территории облцентра дизайн-код должен заработать до 2022 года. Регламент разрабатывался с участием предпринимателей, но власти не исключают, что сначала «многие категории бенефициаров отнесутся к документу настороженно». Эксперты отмечают, что документ позволит сделать заметными для покупателей даже «самые маленькие магазины».
Вчера вечером был официально представлен дизайн-код Курска — документ, регламентирующий параметры для размещения рекламных вывесок на фасадах, включая содержание, вид входных групп, цветовое решение, размещение кондиционеров и спутниковых тарелок, а также отделку балконов. На минувших выходных проект также был представлен губернатору Роману Старовойту. Готовы первые две книги дизайн-кода, еще две планируют опубликовать в августе. Их разработка началась летом 2019 года и, как подчеркнул глава региона, не останавливалась даже из-за распространения коронавируса. «Для нас это один из самых знаковых проектов городской среды. Его уже высоко оценили коллеги из Минстроя РФ», — отметил господин Старовойт. Документу еще предстоит процедура публичных обсуждений. В перспективе планируется внедрить дизайн-коды и в других городах региона. Эта работа уже начата для Льгова и Щигров.
Курирующая проект советник губернатора Анна Коновалова рассказала “Ъ-Черноземье”, что Курск потерял свою идентичность и погряз в рекламном хаосе. «Благодаря внедрению дизайн-кода удастся снизить “визуальный шум” в городе, повысить его инвестиционную привлекательность, что даст бизнесу возможность и желание развиваться», — уверена госпожа Коновалова. По ее словам, документ, за разработку которого отвечал региональный Центр компетенций по вопросам развития городской среды, проходил обсуждения «не в кабинетах» и с активным участием предпринимателей, чиновников и активистов. «Выйти на прямой контакт с бизнес-сообществом было для нас двойным вызовом. Во-первых, с ними нужно было найти общий язык, а во-вторых, максимально понятно донести суть проекта. На встречах нам предлагали, например, городскую антирекламную терапию, когда мы "закрываем" всю рекламу на одной из улиц. Это подтверждает запрос на обновление Курска», — считает Анна Коновалова.
Она также отметила, что документ разрабатывался без участия сторонних специалистов, что позволило сэкономить. Но стоимость проекта Анна Коновалова не раскрыла. По словам опрошенных “Ъ-Черноземье” местных проектировщиков, подобный документ стоит в усредненном ценнике порядка 10 млн руб. Госпожа Коновалова заявила, что бизнес жалуется на отсутствие в городе понятных «правил игры», но не исключила, что с внедрением дизайн-кода «многие категории бенефициаров отнесутся к документу настороженно»:
Со временем все мы оценим несомненные преимущества от установления четких и единых для всех правил поведения в городской среде».
Внедрять проект планируется поэтапно. До конца года на главной видовой улице Курска — улице Ленина — от площади Перекальского до Театральной площади к новому виду должны быть приведены все вывески. Для остальной части города предусмотрен переходный период в два года. «Мы специально увеличили этот период, чтобы в условиях постпандемии предпринимательскому сообществу было легче перейти к новому порядку», — отметила Анна Коновалова. «Организациям не нужно проходить лишние процедуры согласования за исключением крышных конструкций, торговых центров и объектов культурного наследия. Пользуясь гайдлайнами или обратившись в рекламное агентство, предприниматель сам берет на себя ответственность за правильность исполнения вывески. Понятная форма подачи информации в книгах дизайн-кода упрощает процесс», — добавила советник губернатора.
Сам Роман Старовойт пояснил “Ъ-Черноземье”, что дизайн-код вернет городу жизнь и сделает его комфортным для пребывания». «Все это мотивирует жителей гулять, совершать спонтанные покупки вне торговых центров. А это значит, что уличный ритейл и небольшие лавочки, например, остаются в выгоде. Это же правило работает наоборот: неухоженный город вызывает желание быстрее сбежать с улицы, а не думать о покупках. Визуальные и аудиозагрязнения прогоняют людей, от чего бизнес теряет покупателей. Если посмотрите на торговые комплексы, то вы увидите единый формат и размер вывески у каждого магазина: крупные игроки давно посчитали в рублях связь между средой и покупками, поэтому не позволяют арендаторам вольностей», — отметил господин Старовойт.
Глава региона добавил, что на всей территории Курска документ вступит в полную законную силу в 2022 году, и с этого времени начнут действовать ограничения, запреты и санкции: «Но поскольку мы синхронизируем работы по дизайн-коду и текущие иные программы, то, например, благодаря программе капремонта, где не требуются дополнительные финансовые вложения, фасады жилых домов на некоторых улицах начнут приводить в соответствие регламенту раньше». Следить за соответствием установленных вывесок будет комитет архитектуры и градостроительства Курска: в частности, чиновники станут выносить предписания в случае несоответствия установленных конструкций.
Директор проектов консалтинговой компании «КБ Стрелка» (занимается в том числе разработкой дизайн-кодов) Яна Козак отмечает, что если раньше вывеска исторически была архитектурным элементом здания, над которым работали и архитектор, и художник, то сегодня проектировать вывеску как элемент облика «почти бессмысленно»: «Здание сохранится, а вывески новых магазинов будут сменять одна другую». «Дизайн-код помогает сформировать не только визуально комфортную, но и безопасную среду. Единые требования позволяют гармонично сочетать даже стилистически разные решения, делают информацию на вывеске более понятной для потребителей, а безопасность достигается за счет того, что вывески и реклама не отвлекают водителей и пешеходов», — считает госпожа Козак. По ее мнению, регламент также позволяет сохранить историческое наследие и оригинальный внешний облик каждого города, вернуть горожанам скрытые от глаз ценные виды и архитектурные элементы зданий.
Дизайн-код может открыть новые возможности для развития малого и среднего бизнеса. «Общие правила размещения и требования к внешнему виду вывесок позволяют сделать заметными для покупателей даже самые маленькие заведения. Это ставит все магазины, рестораны и клиентские офисы в равные условия с точки зрения визуального восприятия информации клиентом. Это повышает конкуренцию и выводит на первый план качество услуг, а не яркость вывески», — уверена Яна Козак. Вместе с тем подобным документ позволит магазинам и компаниям с ограниченным бюджетом получить читаемую и аккуратную вывеску, не нанимая дизайнера, резюмировала эксперт.
Насколько может сократиться количество рекламных носителей в Воронеже
Губернатор Александр Гусев поручил профильным чиновникам сократить количество билбордов и крупноформатной рекламы, а операторы ждут передела рынка и говорят о неопределенности собственных планов