ЦКАДу не хватает денег
На какие цели требуются дополнительные средства
Строительство ЦКАД опять подорожало — на завершение трассы потребуется еще 15 млрд руб. Таким образом стоимость проекта, который начали еще шесть лет назад, выросла до 315 млрд руб., следует из материалов Счетной палаты. По итогам аудита выяснилось, что за год стройка подорожала, но к завершению так и не приблизилась.
И это несмотря на то, что президент давал поручение не допустить очередного роста стоимости ЦКАДа, говорит аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. По его словам, проверка выявила нарушения и недостатки при закупках, ведении бухгалтерского учета и контроле за средствами инвесторов:
«Первое, что касается концессионных соглашений на строительство третьего и четвертого пусковых комплексов, — в соответствии с их условиями, на каждый год предусмотрены обязательства концессионеров по софинансированию строительства в определенном размере. По итогам 2019 года концессионерами данные обязательства выполнены не были, в том числе по пусковому комплексу №3 — на 2,3 млрд руб., по четвертому пусковому комплексу — на 6,7 млрд руб. Второе — это нарушение правил бухгалтерского учета при формировании стоимости объектов незавершенного строительства ЦКАД. Госкомпанией не были включены затраты на изъятие объектов недвижимого имущества, это компенсация убытков собственникам здания, сооружения, что привело к занижению стоимости незавершенного строительства ЦКАД».
В отчете Счетной палаты приводятся расчеты «Автодора», который ведет строительство. По их словам, дополнительные 15 млрд руб. нужны, например, на строительство транспортных развязок и изъятие земельных участков. При этом госкомпания в прошлом году просила еще денег на проект — 44 млрд руб. также на эстакады и развязки. Впрочем, тогда речь шла, в том числе о дополнительных стройках сверхпроекта. Но, как писал “Ъ”, Минфин эту просьбу не поддержал.
И на какие именно цели нужны требуемые сейчас 15 млрд руб., не очень ясно, говорит зампред Общественного совета при Минтрансе Московской Области Андрей Мухортиков:
«Теперь они вышли с новой инициативой на 15 млрд. Звучит она похоже, звучит она неконкретно. То есть все-таки хотелось бы разобраться, что за эти деньги будет сделано. Если речь идет о том, что существует проект, и на него не хватает денег, — это одна история. Если история другая, что существующий проект делается, строится в рамках утвержденного бюджета, а вот эти 15 млрд, нужны на какие-то дополнительные работы, тогда логично прояснить, какие все-таки это будут работы, чтобы было понимание, что государство получит за эти деньги.
В самом факте того, что проект реализуется много лет, и требуется дополнительное финансирование, ничего прямо страшного, криминального нет.
Потому что есть, естественно, инфляция, есть какие-то форс-мажорные обстоятельства, когда производится перекладка газопроводов, согласование отчуждения каких-то участков занимает существенно больше времени и требует существенно больше денег. Такое бывает, да, тем более объект здесь в принципе дорогой, там он на несколько сот миллиардов рублей тянет, и 15 млрд в этом объеме — это не такие большие деньги, это не в 1,5 раза, и даже не 10%, это несколько процентов всего-навсего. Надо просто разобраться, что входит».
Срок сдачи ЦКАДа неоднократно сдвигался. Отчасти из-за этого в прошлом году в отставку ушел глава «Автодора» Сергей Кельбах, говорили эксперты. Новый глава госкомпании Вячеслав Петушенко обещал, что стройку закончат в середине следующего года. Но сейчас Счетная палата выяснила — не готовы даже те участки, которые должны сдать в этом октябре: один сделан лишь наполовину, другой — на 61%.
Недоволен скоростью строительства был и курирующий вице-премьер Марат Хуснуллин, в феврале он заявлял, что его «не устраивают» текущие темпы работ. Когда же достроят ЦКАД? Гендиректор информационного агентства «Строительство» Александр Гусев уверен: учитывая повышенное внимание со стороны властей к этому проекту, сорвать срок сдачи больше не дадут и нужные 15 млрд руб. найдутся:
«С приходом нового вице-премьера, который курирует строительную отрасль, Марат Хуснуллин, — да, он человек решительный и твердый, он твердо сказал, что мы достроим эту дорогу, и, скорее всего, так и произойдет, поскольку он умеет выполнять свои обещания. И он же говорил о том, что необходимо еще в районе 14-ти или около 15 млрд руб. дополнительных денег. Скорее всего, он не раз обещал и президенту на селекторных совещаниях, что дорожное строительство будет продолжаться. И деньги найдут, потому что, сколько бы там ни длились эти финансовые разбирательства, дорогу-то все равно достроить нужно. Как это у нас всегда бывает: вы давайте продолжайте, а потом мы разберемся, главное — нам объект этот закрыть. В этом смысле деньги дадут, а разбираться будут потом».
В «Автодоре» пообещали устранить все нарушения и недостатки, которые выявила Счетная палата. Как заявил глава госкомпании Вячеслав Петушенко, над большей частью замечаний уже работают и устранят в ближайшее время.