«Это будет очень непростая прямая линия»
Дмитрий Дризе — о том, в каком формате пройдет разговор с президентом
Прямая линия президента пройдет после 1 июля. Как пояснил его пресс-секретарь Дмитрий Песков, это будет полноформатный диалог главы государства с народом. Точную дату и время мероприятия Кремль озвучит позже. Ранее были сообщения о том, что Владимир Путин ответит на вопросы россиян прямо в канун голосования по поправкам в Конституцию. Однако Песков фактически опроверг эти утверждения. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что на этот раз общение с электоратом не обещает быть легким.
Прямая линия — это обязательной инструмент кремлевской политики, поэтому ее просто не может не быть. Сложилась традиция: летом — прямая линия, зимой под Новый год — пресс-конференция. Но вот вмешался коронавирус и порушил все устойчивые конструкции. Сначала пришлось сдвигать по срокам голосование по поправкам, а затем и общение с народом. И даже сейчас, как мы видим, точная дата не определена. Однако сильно затягивать нельзя — коронавирус грозит вернуться. К тому же диалог с гражданами и прессой необходимо развести по срокам. И как можно дальше.
Что здесь важно отметить? Какая-либо интрига вокруг прямых линий перестала существовать последние лет пять-шесть, а то и больше, несмотря на титанические старания организаторов как-то оживить аудиторию и вдохнуть в мероприятие новую жизнь. Привлекались и блогеры, и перспективная молодежь, и министры с вице-премьерами держали в прямом эфире ответ перед населением. Доставалось на орехи губернаторам, местным чиновникам, а также жадным и вороватым работодателям. Однако на выходе все равно получалось одно и тоже — всероссийская книга жалоб. И это признается официально. Даже можно сказать, что возник некий кризис прямых линий. Президент даже засомневался: не может же быть так плохо, что пожарный получает зарплату ниже каких бы то ни было установленных нормативов. И так от линии к линии.
И, тем не менее, сейчас к предстоящему событию возникает определенный интерес.
Есть тезис, что поправки к Конституции означают перезагрузку российской политической системы. Иными словами — на прямой линии может появиться некий новый образ высшей государственной власти.
Что это может быть — выбор по большому счету невелик. Первое, что приходит в голову, — это провести такую мысль: в период испытаний власть и народ проявили единение, и поэтому страна вышла из всего этого с минимальными потерями. Об этом уже было сказано в недавнем президентском интервью. То есть система доказала свою эффективность, в отличие от Запада, который охвачен пожарами протестов.
Дальше народу нужно разъяснить, что поправки — это во благо, что дальше будет лучше, иначе, зачем все это затевалось. Конечно, есть недостатки, но мы их опять же вместе сумеем преодолеть. Ну а электорат по итогам прямой линии, наверное, должен как бы со всем с этим согласиться и с уверенностью пойти в завтрашний день. Но есть одна сложность. Во-первых, результат голосования пока что неизвестен. И здесь хоть с малой долей вероятности, но сюрпризы возможны. Во-вторых, и это главное, коронавирус выявил так много проблем, что они рискуют затмить собой радость победы. Хотя бы потому, что пандемия продолжается и не внемлет приказам убираться вон. Люди все равно болеют, здравоохранение в плачевном состоянии, и компенсацию многие не получили, и работы нет. И кризис следом идет и многое, и многое другое. И тогда разговор может выйти не из приятных. Можно, конечно, причесать вопросы, ввести в кадр радостную молодежь и благодарный рабочий класс. Но здесь большой риск — ведь не поверят, и результат выйдет прямо противоположенный. Это будет очень непростая прямая линия. В первую очередь потому, что вопросов намного больше, чем ответов.