Титан по осени считают
В сентябре «ВСМПО-Ависма» может остановить работу
Крупный производитель титановой продукции завод ПАО «Корпорация “ВСМПО-Ависма“» (город Верхняя Салда, Свердловская область) допускает, что в начале осени может остановить работу. Руководитель ПАО Максим Кузюк на встрече с рабочими заявил, что решение будет зависеть от количества заказов. Чтобы увеличить поставки, предприятие планирует принимать заказы не только от авиапрома, но и других сегментов рынка. Промышленный эксперт отмечает, что полной остановки предприятия ждать не стоит — у завода есть долговременные обязательства, но сокращения в рядах управляющего персонала могут произойти.
Завод «ВСМПО-Ависма» в Верхней Салде может быть полностью остановлен осенью, если компании не удастся получить новые заказы, сообщил руководитель предприятия Максим Кузюк. Как пишет «Интерфакс», такое заявление он сделал во время встречи с представителями трудового коллектива.
«Мы рассматривали август на остановку, сегодня приняли решение, что в августе не будем останавливаться, рассматриваем сентябрь, но решение будет принято в зависимости от того, сколько заказов мы реально в систему внесем. Потому что работать на маленькой загрузке это еще хуже, чем полная остановка»,— цитирует издание Максима Кузюка. Руководитель отметил, что негативный сценарий ожидается лишь в крайнем случае, а сейчас предприятие ведет поиск новых заказов и планирует осваивать другие сегменты рынка титановой продукции для загрузки производства.
Отметим, что из-за пандемии коронавируса «ВСМПО-Ависма» сократила план по выпуску товарной титановой продукции в 2020 году с 39 тыс. тонн до 26,5 тыс. т, по выпуску титана губчатого — с 44 тыс. т до 35 тыс. т. Корпорация сокращает непроизводственные расходы, а также не исключает закрытия части производственных участков и консервации оборудования. Корпоративному изданию «Новатор» Максим Кузюк рассказывал, что среди работников и менеджеров грядут сокращения. В то же время он отмечал, что небольшой город Верхняя Салда, где находится предприятие, не проживет, если случится массовое сокращение на производстве. Но ему хочется, чтобы «поменялась концепция нашего восприятия завода как гарантированного работодателя». «Квалифицированные кадры невозможно подготовить за несколько месяцев, особенно в специфических областях, коей является производство титана. К сожалению, в нашем коллективе не все сотрудники обладают достаточной квалификацией и относятся к работе должным образом. Какое-то количество именно таких людей работу все-таки потеряют. Чтобы сохранить настоящих профессионалов при низких объемах производства, мы договорились добавить в каждый цех 20% ФОТа сверх производственной программы»,— рассказал господин Кузюк.
Заместитель генерального директора ПАО «Корпорация “ВСМПО-Ависма”» по экономике и финансам Валерий Борисов на прошлой неделе заявлял, что на предприятии идет процесс оптимизации издержек международной дистрибьюторской сети и в США, Европе, Китае, и если не сокращать издержки, то корпорации будет сложно «пройти кризисный период и накопить необходимые ресурсы для дальнейшего роста». Также господин Борисов отметил, что в компании оптимизировали инвестиционную программу, исключив из нее те мероприятия, которые могут подождать лучших времен. При этом общая стоимость программы на 2020–2021 годы остается на уровне $150 млн. Финансовое положение компании Валерий Борисов оценил как устойчивое.
65% акций «ВСМПО-Ависма» принадлежит зампредседателя совета директоров компании Михаилу Шелкову, 25% плюс 1 акция — госкорпорации «Ростех». «ВСМПО-Ависма» обеспечивала до 35% всех потребностей в титане Boeing, 65% спроса Airbus Group и 100% Embraer. В первом квартале 2020 года корпорация получила 8,1 млрд руб. чистого убытка по РСБУ против 7 млрд руб. прибыли в 2019 году.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что осенью не стоит ждать полной остановки работы предприятия. «На мой взгляд, вряд ли “ВСМПО-Ависма” будет полностью останавливать производство титана и продукции на его основе (если даже такое случится, то государство обязательно ей поможет), хотя бы потому, что у нее есть действующие контракты с Boeing и Airbus на долгосрочные поставки изделий из титана. К тому же Boeing недавно возобновил ранее остановленный выпуск лайнеров 737 MAX, постепенно приходит в себя мировой рынок авиаперевозок, пострадавший от пандемии коронавируса. Также «ВСМПО-Ависма», помимо Boeing и Airbus, надо выполнять обязательства перед иными потребителями титановой продукции,— рассказал “Ъ-Урал” промышленный эксперт Леонид Хазанов.
По мнению господина Хазанова, если на «ВСМПО-Ависма» все-таки будут проводиться сокращения сотрудников, то скорей всего это произойдет в рядах непроизводственного персонала, так как восполнить рабочие кадры труднее, чем менеджерские. Те же, кто трудится в цехах, останутся на своих местах. Что касается планов «ВСМПО-Ависма» осваивать другие сегменты рынка титановой продукции, кроме авиапрома, Леонид Хазанов считает, что у компании получится развиваться в этом направлении. «Титан может применяться в химическом машиностроении, в нефтегазовой отрасли, в энергетике, судостроении, медицине — у него много сфер для использования. Правда, проблема в том, что на глобальном рынке слишком много титановых полуфабрикатов из Китая, которые ниже по качеству и ниже по цене. Однако опять же, продукция «ВСМПО-Ависма» пользуется спросом за пределами России и ценится там за отличное качество, поэтому я думаю, что она сможет найти новых потребителей»,— добавил эксперт.