Wizz Air наращивает маршрутную сеть
Лоукостер планирует открыть базу в Пулково и запустить новые направления полетов этой осенью
Венгерская авиакомпания объявила о планах по открытию пяти новых маршрутов из петербургского аэропорта Пулково в сентябре 2020 года, а также о создании здесь операционной базы, на которой будет размещен один самолет Airbus A320. На фоне падающего авиарынка это перспективные планы, отмечают эксперты, подчеркивая, что лоукостер пытается заблаговременно выйти на рынок, где действует седьмая свобода воздуха и электронные визы.
О том, что с 18–19 сентября 2020 года Wizz Air полетит из Петербурга в три скандинавских города: Осло (Норвегия), Копенгаген (Дания), Стокгольм (аэропорт Скавста, второй в Швеции),— а также в Зальцбург (Австрия) и на Мальту, объявил вчера в ходе пресс-конференции генеральный директор авиакомпании Джозеф Варади. Рейсы будут совершаться три-четыре раза в неделю, цены варьируются от €25 до €30. Скорее всего, все пять новых направлений будет обслуживать один самолет A320, который станет первым в базе Wizz Air в аэропорту Пулково.
Wizz Air — один из крупнейших быстрорастущих лоукостеров в Центральной и Восточной Европе. Флот авиакомпании состоит из 122 самолетов Airbus A320 и A321. Компания начала полеты в Петербург в 2017 году, перевезя за это время более 250 тыс. пассажиров. Текущая сеть лоукостера из города включает Будапешт (Венгрия), Лондон (аэропорт Лутон, Великобритания), Братиславу (Словакия), Бухарест (Румыния), Вильнюс (Литва) и Софию (Болгария). С новыми направлениями Wizz Air будет выполнять полеты по одиннадцати маршрутам из Петербурга. В России компания также летает из Внуково (Москва) и Казани.
Развитие венгерского лоукостера в петербургской гавани объясняется введением в конце 2019 года — начале 2020 года электронных виз, позволяющих иностранцам находиться в России до восьми суток, а также либерализацией авиасообщения с регионом (см. “Ъ” от 18.09.2019). Ранее правительство РФ поддержало введение седьмой свободы воздуха в аэропорту Пулково. Она дает иностранным авиакомпаниям возможность выполнять перевозки в третьи страны без посадки в стране регистрации (например, ирландская авиакомпания сможет летать из Петербурга в Париж). Статус открытого неба нужен Пулково, построенному по государственно-частной концессии, для наращивания пассажиропотока на 75%, до 35 млн человек, к 2025 году. Введение режима лоббировали власти Петербурга и один из акционеров управляющей компании аэропорта — ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) — банк ВТБ.
Расширение маршрутной сети Wizz Air, как сообщал “Ъ” ранее, обсуждалось на встрече господина Варади и губернатора Петербурга Александра Беглова в октябре 2019 года. По данным “Ъ”, Wizz Air может нарастить пассажиропоток из петербургского аэропорта к 2025 году до 5 млн человек — это около четверти всего пассажиропотока аэропорта по итогам 2019 года (см. “Ъ” от 23.10.2019). Вчера господин Варади в разговоре с “Ъ” подтвердил, что это «достижимый показатель» при условии снятия ограничительных мер, связанных, в первую очередь, с запретом на международное авиасообщение в связи с пандемией коронавируса. Планы по открытию новых маршрутов из Петербурга уже осенью 2020 года, признает он, зависят от действий Росавиации. Однако, подчеркивает он, уверенность Wizz Air базируется на примере стран ЕС, которые постепенно возобновляют авиасообщение.
По оценке генерального директора ВВСС Леонида Сергеева, венгерский лоукостер ежегодно может обслуживать в аэропорту Петербурга до 500 тыс. человек. К 2027 году флот Wizz Air увеличится до 295 самолетов, новые самолеты будут ставить на перспективные авиарынки. Оценивая риски компании из-за пандемии, господин Варади отметил, что лоукостер устойчив к кризису, а ликвидности хватит для двух лет «стояния на земле».
По мнению главного редактора FrequentFlyers.ru Ильи Шатилина, открывая новые направления, Wizz Air ориентируется на въездной пассажиропоток в Петербург, у которого высокий туристический потенциал. «Поток путешественников из скандинавских стран, которые приезжают на пароме, хороший»,— объясняет он. Маршрут в Осло, вспоминает он, пытались «раскатать» российская авиакомпания «Руслайн» и Norwegian, но тогда не действовали электронные визы. Риски планов венгерского лоукостера связаны с потенциальной второй волной пандемии COVID-19, которая теоретически может произойти в сентябре, что в итоге не позволит компании открыть новые направления, считает господин Шаталин. Однако, уверен он, Wizz Air заранее пытается выйти на рынок Петербурга и занять нишу.