Отечественные смартфоны убирают с полок
Российские бренды уступили долю китайским
Отечественные бренды бюджетных смартфонов, производящиеся в Китае, могут не пережить падение спроса, вызванное пандемией, предупредили аналитики GS Group. По итогам первого квартала их доля в импорте уже упала всего до 4% с 16% годом ранее, а потребители все чаще покупают китайские бренды. Другие эксперты считают, что снижение продаж российских устройств может быть временным, так как их поддержат крупные дистрибуторы электроники.
Доля отечественных брендов мобильных телефонов в сегменте дороже 2 тыс. руб. в поставках в Россию в первом квартале снизилась до 4% с 16% годом ранее, следует из отчета аналитического центра GS Group (есть у “Ъ”). За квартал было поставлено около 300 тыс. смартфонов отечественных брендов, в числе которых BQ, Vertex, Texet, Dexp, Digma, Inoi и Highscreen. При этом доля китайских брендов увеличилась с 42% годом ранее до 54%. Для сравнения: в первом квартале 2017 года на российские бренды приходилось 18% рынка, а на китайские — всего 18%.
Всего за первые три месяца 2020 года, по оценкам GS Group, в Россию импортировано 10,4 млн мобильных телефонов, что на 9% меньше, чем годом ранее. Доля смартфонов составила 63% (6,5 млн штук). Снижение рынка произошло именно за счет сокращения в бюджетном сегменте, где наиболее широко представлены российские бренды. Их доля начала снижаться еще во втором квартале 2019 года, сообщал “Ъ” 2 сентября.
«Очевидно, что в текущих рыночных условиях эти бренды смартфонов не выживут»,— полагает руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. В ближайшем будущем, по его мнению, во всех сегментах рынка китайские Huawei (включая бренд Honor), Xiaomi, Oppo, Vivo будут конкурировать с корейской Samsung, а в верхнем ценовом сегменте — еще и с Apple. За российскими же брендами останется только сегмент кнопочных мобильных стоимостью до 2 тыс. руб., где их доля на начало 2020 года достигла 73%.
Тенденция наблюдается не только в импорте, но и в продажах, подтверждают ритейлеры. По итогам первого квартала китайские бренды заняли 54% рынка в количественном выражении и 35% в денежном, тогда как год назад их доля составляла 47% и 36% соответственно, отметили в «Связном», при этом Huawei, Honor, Xiaomi и ZTE практически заместили отечественные бренды в сегменте смартфонов до 5 тыс. руб. По оценке «Связного», больше всего в продажах потеряли российские BQ и Vertex. По сравнению с прошлым годом в рознице «МегаФона» доля брендов Vertex, Prestigio и Texet сократилась вдвое, по итогам пяти месяцев на них в общей сложности пришлось около 6% продаж, рассказал гендиректор сети Андрей Левыкин.
В «М.Видео-Эльдорадо» также говорят об усилении китайских производителей, российские же бренды, по данным компании, укрепились в категории кнопочных телефонов. В «Ситилинке» на долю российских производителей за первые пять с половиной месяцев года пришлось 35,1% продаж кнопочных телефонов, рассказал руководитель группы закупок мобильных устройств ритейлера Сергей Ворзов.
Россияне стали чаще делать выбор в пользу более дорогих устройств, считают в МТС, указывая, что средняя стоимость мобильного в первом квартале составила около 16 тыс. руб.
В таких условиях будущего у локальных брендов нет, уверены в «Вымпелкоме» (бренд «Билайн»). «Но потребитель от этого только выигрывает, приобретая за те же деньги более качественный и стабильно работающий продукт от мирового производителя»,— считают в компании.
Маловероятно, что российские бренды смартфонов совсем уйдут с рынка, сомневается аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Сокращение их поставок, по его мнению, обусловлено сезонностью и снижением закупок независимой розницы, при этом снизились поставки не только российских, но и других брендов, чья доля составляет на рынке менее 3%, включая Oppo, Nokia и др. Потребность в бюджетных устройствах у потребителей будет всегда, и спрос на них начнет восстанавливаться во второй половине года, уверен аналитик, к тому же практически все российские бренды смартфонов принадлежат крупным дистрибуторам, которые могут финансировать их за счет других направлений бизнеса.