Деньги смывает в ливневку
Нижнему Новгороду не хватает средств и специалистов на содержание дождевой канализации
Администрация Нижнего Новгорода в очередной раз решила разработать программу ремонта городской ливневой канализации. Во время сильных дождей часть улиц города оказывается затоплена. В мэрии выяснили, что сейчас в рабочем состоянии находится лишь 10% ливневки. На содержание ливневой канализации ежегодно требуется 170 млн руб., в реальности тратится в пять раз меньше. Депутаты городской думы говорят, что сейчас у города нет ни средств, ни персонала для решения этой проблемы, и предлагают направить на ремонт сетей средства муниципальных Нижегородского водоканала и «Теплоэнерго». Пока городские власти решили просить деньги на ливневку в областном бюджете.
В среду на заседании комиссии думы Нижнего Новгорода по городскому хозяйству главный инженер МКУ «Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты» Сергей Степанов доложил о состоянии ливневой канализации. Проблемы работы ливневки в городе не решаются годами, в результате после обильных дождей улицы в центре Нижнего Новгорода и некоторых спальных районах оказываются затопленными: вода доходит до зеркал машин. В мае этого года сильными дождями размыло часть набережной Федоровского, Окский съезд и край насыпи вдоль одной из стен кремля. Губернатор Глеб Никитин поручил новому и.о. главы города Юрию Шалабаеву разобраться с этим вопросом.
Ранее городские власти отказались заключать концессионное соглашение на строительство ливневки с «дочкой» Нижегородского водоканала ООО «Городские инженерные системы». Этот проект требовал вложения нескольких миллиардов рублей и предусматривал взимание платы с юрлиц за пользование ливневкой. В итоге решено было для начала прочистить коммуникации и русло реки Ковы в центре города, которыми в последний раз занимались в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году. Но и на эти цели денег в бюджете Нижнего Новгорода не хватает: по словам господина Степанова, ежегодное содержание ливневки на приемлемом уровне требует порядка 170 млн руб., а муниципальный бюджет может позволить себе лишь пятую часть этой суммы. «Только содержание сетевого комплекса требует 40 млн руб., плановые ремонты — более 60 млн руб. и содержание насосных станций — порядка 68 млн руб. При таком диссонансе финансирования состояние сетей, естественно, будет ухудшаться», — пояснил инженер.
Сергей Степанов рассказал, что в 2019 году по заказу управления обследовали 429,9 км сетей, 24 насосные станции и пять очистных сооружений и пришли к неутешительным выводам. По его словам, 90% сетей еще с советских времен находятся в предаварийном состоянии, а городской «Инженерной защите», обслуживающей ливневую канализацию и сети инженерной защиты, не хватает сотрудников. Раньше в ее штате числилось более 200 специалистов и целый гараж спецтехники, теперь там осталось в основном руководство и инженеры, а работами занимаются подрядные организации.
Господин Степанов отметил, что проблему ливневой канализации пытались решать еще в начале 2000-х годов при тогдашнем мэре Вадиме Булавинове отдельно в каждом районе, однако усилия чиновников ни к чему не привели, как и при остальных городских руководителях из-за отсутствия финансирования. Теперь состояние ливневки провоцирует размыв грунта и провалы на дорогах, один из которых накануне произошел у метро «Двигатель Революции» в Ленинском районе. Кроме того, ГИБДД начало штрафовать муниципалитет за нарушения дорожного покрытия, хотя ситуацию во многом провоцируют сами дорожные компании, которые по контракту с мэрией кладут асфальт и закатывают в него люки.
Депутаты констатировали полное бессилие мэрии по работе с городскими сетями.
Все, что я услышал сегодня, звучит так: "Денег у нас нет, как это делать — мы не знаем, уже много лет изменить ничего не можем. Была структура, которая раньше занималась, — ее больше нет и, видимо, ничего не будет"», — пересказал доклад Сергея Степанова Руслан Станчев.
Депутат назвал все городское хозяйство «тревожным и печальным», напомнив, что катание подростков на водных лыжах по улицам микрорайона Гордевский попало даже в сюжеты федеральных телеканалов, и к восстановлению ливневки нужен фундаментальный подход. Его поддержал председатель комиссии Владимир Аношкин, указав на то, что «Инженерная защита города» не обеспечена ни специалистами, ни техникой, и неясно, кто осваивает бюджетные средства на содержание коммуникаций. В качестве решения проблемы он предложил разбивку задач по районам города после общего с мэрией «разбора полетов» и составленной карты подтоплений. После этого с учетом полученных наработок можно верстать муниципальную программу восстановления и развития сетей хотя бы на ближайший год.
С ним не согласился депутат Николай Сатаев, так как, по его словам, на это в районах нет ни денег, ни специалистов: «Нас спасает то, что осадков выпадает меньше. Но форсмажорные обстоятельства показывают, что мы не просто находимся на краю, а уже упали в пропасть. Просто так, мелкими шажками, мы это не решим, нужно садиться и серьезно думать над этой проблемой».
Градус полемики пытался понизить замглавы администрации Дмитрий Сивохин. Он рассказал, что после майского потопа русло Ковы все же прочистили и очередные интенсивные дожди «не создали неприятностей нижегородцам». «Да, ливневая канализация у нас на 90% изношена, но есть обсчет, и для того, чтобы существующие сети привести в порядок, нам необходимо порядка 137 млн руб. Направлено письмо губернатору о выделении этих средств, мэрия ведет переговоры с областным правительством», — рассказал господин Сивохин и добавил, что департамент благоустройства города уже разрабатывает большую программу комплексного ремонта и развития ливневки.
На это депутат Евгений Лазарев заметил, что деньги на инженерные системы можно привлечь из чистой прибыли принадлежащих городу Нижегородского водоканала и АО «Теплоэнерго», жертвующего десятки миллионов на «сомнительную благотворительность» (компания в 2019 году потратила на благотворительность 54,8 млн руб., получатели средств не были раскрыты).
Не надо стесняться заглядывать к ним в карман», — подчеркнул беспартийный депутат.
В итоге депутаты решили учесть все прозвучавшие предложения и озвучить их на совещании с участием городских и региональных властей с инженерами, дата которого пока не назначена.