В условиях недостатка УИК
В Центризбиркоме считают, что забастовка отдельных членов комиссий не помешает провести общероссийское голосование
Представители региональных избиркомов заявляют, что готовы обеспечить проведение голосования по конституционным поправкам даже в случае отказа от работы части членов участковых комиссий. На вечер среды обращение с призывом к «забастовке» участковых комиссий подписали более 470 членов УИК из разных регионов РФ. Высокопоставленный источник в Центризбиркоме в среду заявил, что отказ части членов комиссий от работы на голосовании никак не повлияет на его проведение, даже если «отказников» будет тысяча.
В ряде регионов члены участковых избирательных комиссий отказываются от участия в проведении голосования из-за угрозы коронавируса. В частности, депутат Самарской областной думы Михаил Матвеев (КПРФ) заявил в своем Telegram-канале: «Почти десять УИК (число и реальные причины выясняем) не хотят выходить вместе с председателем из-за вируса». По его словам, «с завтрашнего дня должны открыться комиссии, а восемь председателей просто нет».
Ранее шесть представителей участковых комиссий подписали открытое письмо к коллегам с призывом отказаться от работы на голосовании «Мы не расходный материал».
Обращение стало доступно для подписания через несколько дней после того, как 4 июня сторонник Алексея Навального Леонид Волков опубликовал пост с призывом к забастовке членов участковых комиссий.
«Голосование 1 июля — опасность и для нашей жизни и здоровья, и для жизни и здоровья избирателей»,— говорится в обращении. Его авторы призывают коллег присоединиться к забастовке.
На вечер среды под обращением было 473 подписи. Всего в России 96,5 тыс. участковых избирательных комиссий численностью от 9 до 16 членов. Общее число членов УИК составляет около 1,2 млн человек.
В самарском облизбиркоме “Ъ” заявили, что «есть единичные случаи отказа от работы на избирательных участках, которые вполне понятны, учитывая ситуацию»: «Какой-то паники, нехватки кадров и прочего мы не ощущаем. Идет обычная работа с резервом. Каких-то резких провалов мы не ожидаем. Обстановка нестандартная, но все в рамках». В резерве УИК в области 7655 человек, это позволит при необходимости «закрыть все вакантные места». Член самарского облизбиркома Николай Рогожин сообщил “Ъ”, что люди отказываются работать в участковых комиссиях по разным причинам: «Есть те, кто боится работать из-за коронавируса, есть те, кто отказывается из-за большого объема работы в связи с семидневным голосованием». Он также заверил, что у комиссий нет проблем с резервом.
В петербургском горизбиркоме “Ъ” сообщили, что готовы к отказам некоторых членов УИК: «Понятно, что у них могут быть личные обстоятельства. Сейчас комиссия собирает информацию о возможных проблемах, которые могут повлиять на работоспособность участков. Существует резерв». Глава ульяновского областного избиркома Юрий Андриенко также сообщил, что на случай отказов от работы на общероссийском голосовании «есть очень большой резерв, деятельность УИК не будет сорвана». В то же время собеседник “Ъ” в одной из ульяновских участковых комиссий заявил, что «примерно каждый десятый член УИК намерен отказаться от работы из-за боязни заболеть COVID-19».
Глава новосибирского областного избиркома Ольга Благо заявила, что открытое письмо об отказе от участия в работе на голосовании подписали шесть членов участковых комиссий. Лишь один из них написал при этом заявление о выходе из состава комиссии, уточнила госпожа Благо. По ее словам, изначально была поставлена задача максимально обеспечить безопасность и членов комиссий, и всех участников голосования. В области, по ее словам, около 16 тыс. членов комиссий. Опасения в связи с пандемией понятны, отмечает Ольга Благо, поэтому всем членам комиссий предлагалось написать заявление о выходе из состава УИК, если они не доверяют принимаемым санитарным мерам. Действия пятерых членов УИК, которые отказались покидать комиссии, больше похоже на провокацию, чем на проявление опасений, считает госпожа Благо.
Один из инициаторов обращения, член ТИК московского района Покровское-Стрешнево от КПРФ Сергей Лебедев сообщил “Ъ”, что его беспокоит в первую очередь эпидемическая обстановка: «Я координатор по наблюдению. И мне будет не очень спокойно жить, если я призову на работу наблюдателей, а хотя бы один человек из группы риска заболеет». Господин Лебедев считает, что сорвать голосование с помощью отказа от участия членов УИК не получится, поскольку будет задействован резерв. По его словам, всех, кто ставит свою подпись под текстом, проверяют по спискам членов УИК и соцсетям. Призыв распространяется в закрытых чатах участковых комиссий.
Высокопоставленный источник “Ъ” в ЦИКе заявил в среду, что отказ части членов участковых комиссий работать на голосовании не повлияет на его проведение, даже если «отказников» будет тысяча.
Во всех случаях будет задействован резерв. В ЦИКе также считают, что члены комиссий, опасающиеся за свою жизнь и здоровье в условиях пандемии, написали заявления о выходе из состава УИК. Те из них, кто поддерживает забастовку, не покидая комиссии, зачастую являются представителями оппозиционных партий, заявлявших, что они не поддерживают голосование, и фактически осуществляют политический демарш. В дальнейшем будут предприняты шаги, нацеленные на то, чтобы из УИК их так или иначе вывести, заявили в ЦИКе.
Глава Ассоциации политических юристов Роман Смирнов согласен, что отказ работать на Всероссийском голосовании нескольких сотен членов избирательных комиссий, подписавших петицию, не будет иметь критического значения для процедуры и ее результатов. Господин Смирнов сомневается, что члены избирательных комиссий будут массово присоединяться к забастовке: «В большинстве случаев комиссии формируются из бюджетников». При этом вывести «забастовщиков» из состава комиссий «не так просто»: «Согласно закону об основных гарантиях избирательных прав, члена избирательной комиссии можно вывести из ее состава только по его добровольному согласию либо из-за возбужденного против него уголовного дела или систематического неисполнения обязанностей. Если участвовать в выборах отказались все члены комиссии или большинство из них, то комиссию можно расформировать, но только через суд».