Кредитованию не светит реабилитация
Ксения Дементьева о том, чем опасно ограничение кредитования после карантина
ЦБ планирует вернуться к обсуждению количественных ограничений в рискованном розничном кредитовании после пандемии, сообщила 8 июля директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова. Речь идет о лимитах на кредиты заемщикам с высоким уровнем долговой нагрузки, внедрить которые ЦБ задумывал еще в конце 2019 года, но так и не успел.
В 2018–2019 годах регулятор принимал активные меры по сдерживанию роста необеспеченного кредитования. Впрочем, с приходом коронавируса в Россию и объявлением массового карантина сдерживать стало особо нечего.
Розничное кредитование после введения ограничительных мер в апреле показало отрицательную динамику — сокращение портфеля кредитов физлицам на 128 млрд руб. за месяц по сектору (или –0,7%). В мае ситуация только-только начала выправляться: прирост розничного кредитования за месяц — символические 0,2%. В то же время темп прироста был существенно ниже среднемесячных значений 2019 года и первого квартала 2020 года.
Данные по всему сектору за июнь пока не опубликованы, но, если судить по Сбербанку (на который приходится немногим менее половины розничного кредитования в России), розничное кредитование пошло на поправку со снятием карантина — крупнейший банк показал прирост портфеля на 4%. Да и регулятор говорит о выправлении ситуации в конце июня.
Так, по информации ЦБ, динамика входящих платежей указывает на возможное оживление экономической активности после стабилизации на пониженном уровне в первых двух декадах июня. В отраслях, ориентированных на потребительский спрос, продолжается постепенное улучшение динамики на фоне ослабления ограничительных мер. А значит, начнет расти и кредитный спрос.
И вот тут-то регулятор вдруг и вспоминает о резких ограничениях кредитования физлиц с высокой долговой нагрузкой.
Казалось бы, люди, пережившие отсутствие работы, зарплаты, жизнь взаймы (причем дешево и срочно занять в период карантина было почти нереально), именно сейчас нуждаются в недорогих кредитах, чтобы залатать дыры, восстановить небольшой семейный бизнес или просто «рвануть на моря» для восстановления подорванного карантином душевного и физического здоровья.
Но вот парадокс: именно эти особенно заинтересованные в средствах граждане уже достаточно закредитованы, а значит, попадут под грядущее ограничение, которое так оперативно анонсировал ЦБ. Зато, по официальной версии, такая мера позволит избежать риска роста просрочки. Ведь пик ее, как объявил регулятор, уже пройден.