Что осталось от летних театральных фестивалей
Обзор отмен, замен и премьер
Эпидемический форс-мажор радикально изменил не только программу курортного лета, но и всю сопровождающую его культурную афишу. Европейские фестивали повели себя по-разному — от полного коллапса до перехода в онлайн и даже героической попытки сохранить сокращенную программу живьем. Ольга Федянина изучила руины летнего фестивального ландшафта — 2020
Голландский фестиваль
Голландский фестиваль в Амстердаме, специализирующийся на экспериментальных перформативных форматах, составил насыщенную программу онлайн-мероприятий. Среди прочего стоит обратить внимание на концерт прекрасных голландских аутентистов Orchestra Of The Eighteenth Century, которые исполнят не только классическую музыку, но и постмодернистскую вариацию-пародию на темы Баха и редко исполняемые произведения современного композитора Луи Андриссена. Одним из хедлайнеров фестиваля должен был стать хореограф и танцор Билл Т. Джонс — вместо его живого присутствия сайт фестиваля предлагает виртуальное знакомство с самим Джонсом, его мастер-класс (20 июня, 16.00), посвященный современному движению, и специально по этому случаю сделанный видеоколлаж из его работ. Еще один мастер-класс замечательного мультиинструменталиста, композитора и продюсера Майкла Лига, многократного лауреата премии «Грэмми», посвящен современным музыкальным аранжировкам. Кроме этого, в специальном приложении для смартфонов можно услышать фрагменты эпохального музыкального произведения «Longplayer» композитора Джереми Финера — это сочинение, основанное на 20-минутном фрагменте музыки, с постоянно генерирующимися новыми вариациями, которые в общей сложности должны занять 1000 лет (исполнение началось в Лондоне на рубеже миллениума и должно продлиться до конца тысячелетия). Все события фестиваля, которые состоялись (или еще состоятся) в режиме реального времени, останутся на сайте фестиваля — пока что до 21 июня, но, возможно, и дольше.
Зальцбургский фестиваль
Зальцбург под художественным руководством Маркуса Хинтерхойзера будет единственным настоящим «чемпионом» этого фестивального лета. Одна из самых консервативных культурных институций мира, Зальцбургский фестиваль в данном случае проявил фантастическое упрямство — и, сильно модифицировав изначально запланированную афишу, тем не менее не стал от нее отказываться. В итоге Зальцбургский фестиваль, похоже, станет в этом году единственным, который пройдет вживую, с 1 по 30 августа. Зрителей будет меньше, чем обычно, из-за предписанной безопасной рассадки, поэтому в представленной программе много камерных концертов и сольных вечеров, но есть и вполне масштабные события. В оперной части значатся две очень ожидаемые постановки: «Так поступают все» Кристофа Лоя и «Электра» Кшиштофа Варликовского. В драматической — вечнозеленая классика, мистерия Гуго фон Гофмансталя «Любой» (или «Имярек»). Этим спектаклем, который играется под открытым небом, Зальцбург открывается каждый год, но в этом году тех, кому повезет, ожидает фантастический актерский состав с Петером Ломайером, Каролиной Петерс и Эдит Клевер. Кстати, следуя духу времени, фестиваль включил в программу постановку Мило Рау «Everywoman» («Любая») которая должна восстановить гендерное равновесие, неведомое Гофмансталю. В любом случае — если границы с Евросоюзом в августе откроются, Зальцбург окажется единственным реальным фестивальным адресом этого лета.
Фестиваль в Экс-ан-Провансе
Один из лучших оперных фестивалей мира объявил об отмене программы среди последних и не стал особенно пытаться чем-то эту отмену компенсировать. Единственное, что осталось в программе и полностью переведено в онлайн,— работа Академии при фестивале, которая предлагает серию тренингов и мастер-классов для профессионалов. С результатами работы некоторых из мастер-классов можно будет познакомиться, а на что-то можно попробовать записаться. Так, мастер-класс для женщин, собирающихся стать оперными режиссерами, проведет Кейти Митчелл (29 июня — 3 июля). А еще один мастер-класс, который пройдет с 22 июня до 4 июля, будет представлять собой уроки коллективной музыкальной импровизации в Zoom. Ожидается, что в июле фестиваль откроет доступ к архивным записям спектаклей прошлых сезонов, но их расписание появится в последний момент, поскольку билеты заранее приобретать не нужно. Так что остается следить за сайтом фестиваля.
Дягилевский фестиваль
Дягилевский фестиваль в этом году должен был проходить в отчасти новых обстоятельствах — Теодор Курентзис, определявший программу и характер фестиваля с 2011 года, больше не резидент Перми. Но все запланированные мероприятия перенесены, а нынешний онлайн составлен из записей лучших музыкальных событий прошлых фестивалей — к счастью, Пермский театр оперы и балета, штаб-квартира и центр фестиваля, располагает собственной видеостудией и съемочной группой, вероятно, лучшей в России на сегодня. Среди событий, которые можно будет увидеть онлайн,— сольный концерт Люки Дебарга 2016 года (20 июня) и концерт закрытия фестиваля 2018 года: Фестивальный оркестр под управлением Теодора Курентзиса исполнит Четвертую симфонию Малера (21 июня). Так что «эра Курентзиса» в Перми, благодаря эпидемии, еще немного продлится в онлайне.
Авиньонский фестиваль
Авиньонский фестиваль во время пандемии повел себя довольно экстравагантно. Художественный руководитель Авиньона Пьер Оди до последнего заявлял, что фестиваль состоится,— и в самый разгар эпидемии даже объявил готовую афишу недоумевающей прессе. А через несколько дней усугубил недоумение, просто сообщив об отмене торжественно представленной программы. И судя по анонсам на сайте, с Авиньонским фестивалем мы встретимся только в следующем году — никакие онлайн-активности не обещаны. Аналогичная тишина на сайте Эдинбургского фестиваля.
Рурская триеннале
Куратор триеннале Штефания Карп сообщила, что у нее-то готовы и онлайн- и офлайн-программы, учитывающие финансовые возможности бюджета и гарантирующие соблюдение всех мер эпидемиологической предосторожности. Мешает только чрезмерная осторожность попечительского совета, которому проще вовсе отказаться от программы этого года. На сайте пока пусто, но так как триеннале обычно открывается лишь в конце августа, то за обновлениями на сайте имеет смысл следить — там еще возможны какие-то интересные события.
Глайндборнский оперный фестиваль
Глайндборн обещает компенсировать отмену летней программы регулярными трансляциями архивных записей — а архив у 95-летнего фестиваля очень богатый. Здесь играли и ставили лучшие дирижеры, режиссеры и оркестры мира. Записи должны будут оставаться в открытом доступе на одну неделю. В ближайшее время, с 21 по 28 июня, покажут одну из самых эффектных постановок Роберта Карсена — «Ринальдо» Генделя, спектакль, в котором история крестовых походов перенесена в современную школьную аудиторию — и не теряет при этом ни сказочности, ни трагизма. А с 5 июля на неделю откроется доступ к замечательному «Кавалеру розы» Рихарда Штрауса в постановке Ричарда Джонса, которого наши зрители хорошо знают по «Роделинде», чрезвычайно успешно шедшей в Большом театре.
Конец сезона
Несмотря на фактически сорванный сезон, театры летом переходят в отпускной режим — и поток онлайн-трансляций постепенно заканчивается. Из оставшегося в ближайшие дни стоит не пропустить по крайней мере два показа. С 19 по 21 июня Цюрихская опера выложит в открытый доступ «Пелеаса и Мелисанду» в постановке Дмитрия Чернякова — режиссерская работа выдающейся сложности и тонкости. А московский театр «Практика» подводит итоги своей акции «Практика сотворчества» — это серия Zoom-спектаклей, или эскизов спектаклей, в которых выбор режиссера, названия и актеров осуществлялся с помощью зрительского голосования. Премьера последнего проекта этого цикла состоится 23 июня: «Гамлет. Финал» в постановке Талгата Баталова — и с очень интересным актерским составом, который, собственно, определила публика. Среди участников — Никита Ковтунов, Николай Фоменко, Вениамин Смехов и Максим Виторган.