«Кино на расстоянии не снимешь»
Михаил Чурбанов о работе Свердловской киностудии во время и после карантина
Как пандемия коронавируса повлияла на деятельность Свердловской киностудии и почему необходимо изменить ее бизнес-модель, рассказал генеральный директор киностудии Михаил Чурбанов.
— Как работает киностудия во время пандемии?
— У студии в завершении находится полнометражный кинофильм «Буран» о звезде местного хоккейного клуба, чью жизнь кардинально меняет конфликт на автотрассе. Мы завершаем его дистанционно. Работаем в ежедневном режиме посредством цифровых технологий с нашим партнером по проекту — крупной студией пост-продакшн и VFX в Москве. Уже смонтирован и готовится к выходу первый тизер фильма.
Для аудитории соцсетей киностудии нами снято онлайн и выпущено на разных платформах десять видео-подкастов «Беседы» с режиссерами, актерами, предпринимателями и экспертами.
Ежедневно в течение всего периода самоизоляции идет поиск решений для максимального сохранения жизнеспособности резидентов творческого кластера киностудии. Это необходимо, чтобы после открытия студии они смогли продолжить работу в наших пространствах и максимально быстро начали восстанавливать свою платежеспособность.
Некоторые резиденты пробовали работать в онлайн-формате, но становится ясно – мы – творческий кластер киностудии и вообще индустрия кино – это все же про живое творческое общение и непосредственный контакт с аудиторией. Такие карантины для нас губительны. Польза «онлайнизации» явно преувеличена. Кино на расстоянии не снимешь и вкусный капучино онлайн не выпьешь.
— Многие театры и музеи во время самоизоляции выложили в открытый доступ свои архивы. Свердловская киностудия на такой шаг не пошла?
— В открытом доступе в интернете представлен документальный мотивирующий фильм киностудии «Профессии будущего». Его с 1 июня посмотрели около 1,5 млн зрителей. Команда проекта провела уже несколько онлайн-дискуссий по мотивам фильма. В комментариях ведется очень живая дискуссия. Большинство зрителей очень хорошо приняли проект. Но есть и критики, для них в качестве аргументов у команды есть в запасе отзывы более чем 5 тыс. молодых зрителей, посмотревших фильм в школе во время цифровых мотивирующих уроков. А еще – более 500 анкет по фильму от учителей из 71 региона страны (всего охват таких оффлайн показов до марта 2020 года составил более 28 тыс. школьников).
Сразу несколько документальных фильмов, созданных на базе и при участии киностудии, размещены на онлайн-платформах «Кинопоиск HD» и Okko.
— Какие-то проекты сейчас готовятся к выходу?
— На базе киностудии, опять же дистанционно, готовятся к выпуску пять спин-офф (фильмы, развивающие образы и темы базового произведения за счет более детального раскрытия одного из эпизодов или побочных сюжетных линий — “Ъ-Урал”) о пяти главных героях фильма «Профессии будущего». Это более подробные истории – интервью из материалов, которые просто физически не вошли в 48-минутный фильм.
Студия пока в удаленном режиме разрабатывает несколько сценариев и готовит новые проекты для подачи на конкурс Минкультуры РФ. Проводит переговоры с потенциальными инвесторами, ищет сценарии фильмов и сериалов, чтобы представить проекты по ним российским онлайн-платформам.
— Есть ли проблемы с финансированием?
— Остановка деятельности студии на два с половиной месяца в соответствии с противоэпидемиологическими указами президента России и губернатора Свердловской области привела к выпадению в этот период значительной части текущих доходов компании — около 85%.
Прогноз постепенного восстановления экономики и докризисных показателей компании в течение года говорит о том, что предстоят финансовые потери и в оставшийся период этого года, и в первые два-три месяца в 2021 году.
Сегодня уже видно, что финансово-экономическое положение студии складывается более негативно, чем наши же расчеты по состоянию на 27 марта — на момент остановки деятельности. Экономические показатели компании по итогам 2020 года будут заметно отличаться в меньшую сторону от показателей 2019 года.
— Каков ваш план действий?
— Мы с командой, конечно, в подобных кризисных условиях работали и в 2008 году, и в 2014 году. Однако новые вызовы — гораздо более серьезные. У нас тем не менее бодрое настроение. Будем использовать ситуацию для перестройки бизнес-модели. Эту работу мы начали в 2019 году, сегодня уже определили направления корректировки нашей стратегии.
По запросу Минкультуры РФ о планах развития на период до 2025 года наши предложения были направлены 5 июня. Конечно, еще предстоит определить источники финансирования программы построения будущей киностудии и покрытия убытков от кризиса 2020 года. Мы такую работу ведем. Никаких инструментов поддержки киностудии на федеральном уровне юридически не предусмотрено, а в список стратегических кинопредприятий мы, к сожалению, не попали.
Мало кто знает, но за последние двадцать лет Свердловская киностудия не получала госинвестиций и не привлекала частных средств. Для компаний со 100% государственным участием второй сценарий тем более невозможен. И при этом, не имея также доходов от коллекции фильмов, которая в 2003 году была передана в Госфильмофонд, киностудия самостоятельно обновила творческо-производственную инфраструктуру. В сегодняшней ситуации других путей просто нет. Скорее всего, будем привлекать стратегического инвестора. Первое возможно только по решению президента, второй вариант – исключительная прерогатива нашего акционера – Росимущества.