Авторынок подал признаки жизни
В Свердловской области начали расти продажи автомобилей
Уральский авторынок в мае вырос на 16,7% по сравнению с апрелем, но по отношению к марту спад составил 51,3%. Участники рынка по-разному оценивают ситуацию, отмечая, что о восстановлении продаж говорить пока рано из-за ограниченного покупательского спроса и неполного возобновления производства автомобилей. Дальнейшее развитие авторынка зависит от снятия ограничений в России и зарубежных странах, считают эксперты.
О росте продаж в мае на рынке легковых автомобилей сообщило аналитическое агентство «Автостат». По его данным, в мае в Свердловской области было продано около 2,5 тыс. легковых автомобилей, что на 16,7% больше, чем в апреле. При этом до уровня марта, в конце которого ввели первые ограничения из-за пандемии коронавируса, рынок пока не восстановился. По данным «Автостата», в мае падение составило 51,3% к уровню марта, когда было продано более 5 тыс. автомобилей. При этом, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, снижение продаж составило 37,1%. По России спад продаж достиг 51,8%, сообщили в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель полагает, что тренд связан с закрытием дилерских центров в столице и большинстве регионов из-за пандемии коронавируса.
Жители Свердловской области чаще всего покупали Lada — 674 автомобиля, что выше продаж за апрель на 36%. Рост продаж также наблюдался среди иномарок: у KIA (плюс 59,6% — с 223 до 356 автомобилей), Hyundai (плюс 33,9% — с 242 до 324 автомобилей), Renault (рост на 50,5% — с 190 до 286 автомобилей) и Volkswagen (рост на 8,9% — с 135 до 147 автомобилей).
Меньше всего в мае покупали Mazda — было продано всего 36 автомобилей (минус 38%). Продажи BMW снизились на 26,2% до 46 моделей, Nissan — на 19,7% до 61 автомобиля, Skoda — на 15,2% до 89, Toyota — на 33,7% до 126. При этом до уровня продаж в марте ни одна марка пока не восстановилась.
На 18 июня на территории Свердловской области выявлено 10 247 случаев новой коронавирусной инфекции, уже более 4,8 тыс. выздоровевших пациентов и 60 умерших. Предприятия временно приостановили работу с 30 марта, когда президент РФ Владимир Путин объявил первую неделю апреля нерабочей. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев разрешил автосалонам возобновить работу с 13 апреля. В постановлении было указано, что разрешается продавать автомобили и автозапчасти, включая смазочные материалы, шины, покрышки и камеры.
Участники рынка отмечают, что падение продаж продолжилось и в мае. «О восстановлении рынка в мае не идет и речи, результаты даже хуже, чем в апреле. Если в апреле мы промчались, не снижая скорости, за счет ранее заключенных сделок, то в мае продажи упали почти на 50%»,— рассказал коммерческий директор ГК «Автоплюс» Сергей Морковин. Он отметил несколько факторов, негативно влияющих на ситуацию. «Первое — это ограниченный покупательский спрос, сейчас люди думают о том, как сохранить деньги. Кроме того, производство автомобилей не восстановилось в полном объеме, то есть самих автомобилей для продажи поступает мало»,— пояснил эксперт.
В автохолдинге «Оками», напротив, наблюдают отложенный спрос, который сформировался за период ограничительных мероприятий. «Продажи в массовом сегменте были простимулированы, в том числе, госпрограммами “Первый автомобиль”, “Семейный автомобиль”, “Медицинский работник” и “Трейд-ин”. Данные программы еще действуют. Премиум-сегмент традиционно показал меньшее падение и быстро вернулся почти к докарантинному уровню»,— рассказала директор по маркетингу холдинга «Оками» Александра Кондратьева.
Участники рынка пока затрудняются давать прогнозы по поводу дальнейшего развития авторынка из-за нестабильной эпидобстановки. «Ситуация с заболеваемостью не стабилизировалась, еще не отменены все ограничения, хотя положительная тенденция очевидна»,— полагает госпожа Кондратьева. Сергей Морковин подтвердил, что восстановление рынка зависит от снятия ограничений не только в России, но и в зарубежных странах.