Спрос сжижает предложение
Цены на СУГ бьют рекорды
Биржевая стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ), которые используются в том числе как автомобильное топливо, поставила абсолютный рекорд на фоне дефицита на рынке и снижения предложения из-за сделки ОПЕК+. Параллельно в России резко растут оптовые цены на бензин. Производители СУГ считают, что на текущем уровне цены вряд ли продержатся долго, отмечая, что резкая волатильность связана со снятием карантина и обычной для этого товара сезонностью.
Стоимость сжиженных углеводородных газов (базис-станция Войновка) на СПбМТСБ с 10 июня превышает 35 тыс. руб. за тонну, что является рекордом с момента создания индекса на этой площадке в январе 2019 года. Этот уровень на 36% выше показателей аналогичного периода 2019 года. Оптовые цены на бензин, с которым СУГ (пропан-бутан) конкурируют в сегменте автомобильного топлива, в начале июня также бьют рекорды.
При этом рынок СУГ отыгрывает не менее резкое падение в марте—апреле 2020 года. Тогда биржевая стоимость СУГ опускалась на этом базисе до 13 тыс. за тонну, а на других базисах — ниже 10 тыс. за тонну на фоне карантинных мер, связанных с пандемией коронавируса, и снижения спроса. Источник “Ъ” в отрасли поясняет, что в апреле спрос на СУГ очень резко упал, так как потребители опасались проблем со сбытом и минимизировали остатки. В то же время со второй половины мая, когда карантинные меры начали смягчать, все игроки на рынке бросились скупать СУГ по упавшим к тому моменту ценам, чтобы восполнить запасы.
По словам собеседника “Ъ”, резкий скачок спроса в рознице дал эффект временного дефицита, что вместе со скупкой контрагентами больших партий толкает цены вверх. При этом ажиотаж на рынке наложился на период проведения профилактических ремонтов на заводах у производителей СУГ.
В НОВАТЭКе (объем производства СУГ — около 800 тыс. тонн в год) “Ъ” подтвердили, что весной потребление СУГ в качестве моторного топлива в отдельных регионах сократилось на 70–80% из-за введенных в рамках борьбы с коронавирусом ограничений. «А учитывая физико-химические свойства продукта, его практически невозможно накопить, так как резервуарные парки имеют крайне ограниченный объем. В итоге цены на СУГ в апреле—мае упали до отрицательных значений в местах производства, и многие компании досрочно остановили заводы на плановый ремонт»,— пояснили “Ъ” в компании. В настоящий момент, отмечают там, идет восстановление спроса, при этом возник локальный дефицит. По мнению НОВАТЭКа, в ближайшее время при выходе заводов на нормальный режим рынок сбалансируется.
В другом крупном производителе — СИБУРе — отметили, что текущая динамика цен на СУГ объясняется низкой базой, так как весной эти же котировки обновляли многолетние минимумы. При этом, отмечают там, котировки по-прежнему остаются ниже пиковых значений на некоторых базисах в 2018–2019 годах. В компании пояснили, что, так как СУГ — ярко выраженный сезонный продукт, рост спроса на него в конце весны — начале лета в принципе характерен, так как поддерживается увеличением потребления автогаза для частных нужд. В СИБУРе отметили, что не снижали биржевые продажи СУГ, а с начала июня даже значительно их увеличили.
Минэнерго и ФАС с 1 апреля по 30 июня вдвое снизили норматив обязательных биржевых продаж СУГ для производителей (до 2,5% от производства). Этим правом, по данным “Ъ”, воспользовались структуры «Газпрома».
Помимо этого СИБУР и НОВАТЭК в мае получили скидку в 40% на перевозку СУГ по всем направлениям по железной дороге, которая будет действовать до конца года. Вчера в ФАС не ответили на запрос “Ъ”.
Наконец, дефициту СУГ способствуют и общеотраслевые причины — снижение добычи газового конденсата у «Газпрома» на фоне общего сокращения добычи газа на 20%, а также эффект сделки ОПЕК+. Евгения Дышлюк из Газпромбанка напоминает, что СУГ получают из широкой фракции легких углеводородов, производство которой могло сократиться с 1 мая в связи со снижением нефтедобычи. Игорь Тябликов из Rupec отмечает, что в обычной ситуации весной произошел бы рост цен на СУГ, но в этом году из-за карантина и упавшего спроса с конца марта до начала мая котировки были на дне. Сейчас, отмечает эксперт, цена достигла рекордных по году значений и в перспективе следует ожидать некоторого снижения.