Голоса из-за границы
Дмитрий Шестоперов об ожидании Spotify
Новости о скором выходе музыкального сервиса Spotify на российский рынок читатели уже давно перестали воспринимать без ухмылки. Россияне с претензией на прогрессивные музыкальные вкусы больше шести лет ждут появления в стране крупнейшего в мире стримингового сервиса, но по разным причинам запуск откладывается.
Истинных поклонников шведского сервиса, впрочем, его отсутствие в России никогда не останавливало: многие использовали Spotify через VPN, маскируясь под пользователей из другой страны и даже платя по соответствующим тарифам. Такая приверженность бренду сегодня выглядит не столько рациональным, сколько эмоциональным и символическим выбором, а многолетнее ожидание Spotify похоже на благоговение перед популярным западным сервисом, который «по определению» лучше конкурентов.
На этот раз запуск Spotify в России ожидается 15 июля. Несколько лет назад он действительно мог стать грандиозным событием, но теперь, скорее, лишь позволит «закрыть гештальт», ведь за эти годы российские аналоги успели сильно вырасти.
Крупнейшие музыкальные стриминговые сервисы в России — отечественные. Это Boom и VK Music (более 2,5 млн платных подписчиков в совокупности), принадлежащие Mail.ru Group, и «Яндекс.Музыка» (более 3 млн). Следом идет Apple Music, точные показатели которого неизвестны. Они и делят рынок, объем которого, по прогнозу J`son & Partners, в 2020 году превысит 10 млрд руб.
По большому счету радикальных отличий доступных в России сервисов от Spotify в том, что касается как технологической части, так и контента, не осталось. Между тем, например, глобальным видеосервисам, включая Netflix и Amazon Prime Video, выхода которых на рынок россиянам тоже пришлось подождать, даже при наличии мощных контентных эксклюзивов удалось занять в России лишь нишевые позиции.
Одним из вызовов Spotify на российском рынке станет важность сложившихся экосистем, частью которых выступает каждый из вышеназванных сервисов.
Например, VK Music и «Яндекс.Музыка» входят в расширенные подписки на сервисы материнских интернет-компаний, что позволяет тем заодно продвигать другие продукты через систему скидок и специальных предложений.
У Spotify такой экосистемы нет, и в России придется ее искать, например, идя на партнерства с крупными телеком-компаниями (обсуждалось партнерство с МТС). Также, видимо, придется активно вовлекаться в развитие отечественного рынка, включая работу с местными знаменитостями и эксклюзивные контракты. Такой выход на рынок потенциально может обеспечить интерес со стороны не только тех, кто ожидал запуска сервиса годами, но и тех, кто уже пользуется его альтернативами.