Пациенты не торопятся в сеть
Медицинские IT-сервисы пока не пользуются популярностью у россиян
Спрос россиян на цифровые сервисы в сфере здравоохранения невысок — даже возможностью электронной записи к врачу в государственные клиники пользуются не более половины пациентов. Доля же тех, кто покупает лекарства онлайн, использует возможности телемедицины или имеет историю болезни в электронном виде, еще меньше. Такое отношение населения к цифровизации медицины может отражать небольшое число государственных проектов в этой области — Минздрав и Фонд обязательного медстрахования пока только обещают сделать их масштабными.
На фоне планов властей по развитию цифрового здравоохранения пока электронные медицинские сервисы мало востребованы россиянами, следует из исследования компании Globosphere Russia. Наименее «оцифрованным» сегментом здравоохранения является сбор и систематизация истории болезни пациента. Как следует из данных опроса, большинство граждан не хранят данные о своем здоровье, полученные в ходе обследований. Сбором и хранением такой информации занимаются менее трети (29%) опрошенных — как правило, в бумажном виде. При этом 70% опрошенных было бы интересно попробовать сервис, который мог бы собирать и показывать динамику показателей здоровья.
Примерно так же выглядит ситуация с телемедицинскими услугами — 93% опрошенных за последний год ими не пользовались. Из тех же, кто общался с врачами с помощью аудио- или видеосвязи, 65% делали это не более двух раз, 22% — три-четыре раза. Чуть более востребованной оказалась продажа лекарств через интернет. Прежде всего — в Москве, о пользовании услугами онлайн-аптек сообщили 17% москвичей. При этом 77% опрошенных по-прежнему предпочитают покупать лекарства в аптеке у дома.
Интересно, что даже при поиске нового врача граждане чаще пользуются рекомендациями друзей и знакомых, чем возможностями сети.
«По знакомству» это делают 56% опрошенных, сайты с отзывами о врачах и клиниках используют соответственно 49% и 39% респондентов. В целом онлайн-сервисы для медицинских целей используют около половины опрошенных — прежде всего речь идет о государственных сайтах для записи на прием к врачу и о частных сервисах для помощи при покупке лекарств.
Такие невысокие показатели интенсивности использования возможностей цифровой медицины отчасти отражают весьма умеренный ход реализации государственных программ в этой сфере. Пока наибольшую известность получил проект внедрения электронных медицинских карт, который с 2013 года с переменным успехом развивает Москва и другие регионы. Менее распространенной является система электронных рецептов — в относительно полноценном виде она с сентября 2019 года функционирует в Белгородской области, в Москве ею охвачены только получатели льготных лекарств.
Телемедицина развивается в большинстве случаев за счет частных клиник — в государственном здравоохранении она пока работает в рамках пилотных проектов. Как следует из заявлений руководства Минздрава и федерального ФОМС, в ближайшей перспективе цифровизация как внутренних, так и пользовательских сервисов в здравоохранении должна стать приоритетом. Так, глава Минздрава Михаил Мурашко говорил о планах запустить в рамках ОМС электронные вертикально интегрированные системы по нескольким направлениям медицины, а глава ФОМС Елена Чернякова обещала через два-три года создать для ОМС единую информсистему. Отметим, что цифровизацию медуслуг несколько подтолкнула пандемия — пока по части телемедицины и принятия поправок, разрешающих онлайн-продажу лекарств.