Эмоциональные качели пронесли мимо денег
Диана Галиева о том, как избыточный пессимизм бизнеса отстранил его от господдержки
Наладившаяся было работа правительства с бизнесом при подготовке как мер поддержки при разворачивании пандемии, так и национального плана восстановления экономики закончилась неожиданным признанием представителей пострадавших отраслей на совещании у президента в минувшую пятницу. На нем предприниматели вынуждены были признать избыточный пессимизм ранее звучавших отдельных оценок сокращения производства и выручки. Дело в том, что эти избыточные опасения де-факто привели не к «заливанию» кризиса деньгами, а наоборот, заблокировали доступ к средствам господдержки. Так, из 400 млрд руб. выделенного лимита на «антикризисные» кредиты для пополнения оборотных средств системообразующим предприятиям оказалась выбрана лишь четверть: доступ компаний к льготному финансированию ограничило «слишком жесткое» условие о среднемесячном сокращении производства минимум на 30% за второй квартал по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Впрочем, в более широком смысле бизнес продемонстрировал, что воспринял логику управления ожиданиями, которую демонстрируют Белый дом и Банк России, но принял в этом процессе несколько избыточное участие, в расчете на максимизацию господдержки преувеличив масштабы ожидаемой катастрофы. Правительство же в ответ на сигналы бизнеса в ожидании волны «утопающих», напротив, ограничило выделение ресурсов для спасения действительно пострадавших. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, расчет был сделан на то, чтобы поддержать компании, действительно оказавшиеся в «красной зоне» — если бы порог потерь был ниже, банки для минимизации рисков предпочли бы кредитовать наиболее финансово устойчивые из обратившихся к ним компаний, лишив эту меру поддержки смысла.
Впрочем, господин Белоусов признает, что с ограничениями правительство все-таки «пережало». В правительстве готовы смягчать условия господдержки: первый вице-премьер обещал проработать этот вопрос еще на встречах с бизнесом в первой половине июня. По итогам дискуссии с Минфином было решено, что послабления затронут предприятия обрабатывающей промышленности и транспорта и будут работать в двух направлениях. Теперь компании смогут обратиться за кредитами при падении производства на 30% по итогам хотя бы одного месяца, а лимиты для холдингов вырастут с 3 млрд до 5 млрд руб.— меры будут оформлены уже на этой неделе.
Открытым, однако, остается вопрос о действенности этой «прививки» от панических настроений: хотя деловые сообщества в начале лета не раз отмечали неожиданно тесный и плодотворный диалог с правительством, в случае второй волны эпидемии — или даже более медленного, чем ожидает теперь бизнес, восстановления экономики — от возобновления борьбы за звание «самого пострадавшего» по-прежнему никто не застрахован.