По пути «зеленой» энергетики

ВИЭ

Максимизация объемов «зеленой» энергогенерации и замещение возобновляемыми энергоисточниками традиционных — современные тенденции развития мировой энергетики, которым активно старается следовать и Россия, хотя фактические показатели в данной сфере в стране пока отстают от плановых.

При сохранении в течение длительного периода времени низких цен на нефть есть риск, что эффективность новых проектов в сфере ВИЭ снизится по сравнению с проектами в традиционной энергетике

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Тренд на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) довольно давно поддерживается в странах Европы. Как отмечает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets, за последние 15 лет их доля в энергобалансе ЕС возросла на 13–16%. «Только в минувшем году в мире ВИЭ обеспечили более половины вводов новых генерирующих мощностей»,— добавляет Борис Файн, директор Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС.

В России возобновляемые источники энергии также имеют большой потенциал для развития, но темпы роста пока отстают от мировых. Как поясняет Татьяна Ланьшина, старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, генеральный директор ассоциации «Цель номер семь», доля ВИЭ в стране в совокупной установленной мощности по состоянию на июнь 2020 года составляет 0,8%, без учета больших ГЭС, а доля ВИЭ в генерации — 0,3%.

Основные итоги

По данным Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), опубликованным в информационном бюллетене «Рынок возобновляемой энергетики России: текущий статус и перспективы развития», благодаря реализуемой с 2013 года программе поддержки ВИЭ по состоянию на конец первого квартала 2020 года в России построено более 1500 МВт энергомощностей ВИЭ (около 75% из них приходится на солнечные электростанции, остальное — на ветроэлектростанции). Совокупная годовая выработка электроэнергии на объектах возобновляемой энергетики превысила 1,5 млрд кВт•ч. При этом отмечается, что темпы ввода «зеленой» генерации в стране в 2019 году выросли вдвое по сравнению с 2018 годом, а в 2020 году, за первый квартал которого было уже введено 300 МВт, ожидается дальнейшее двукратное увеличение объемов строительства. Всего за 2020 год планируется ввести более 1000 МВт объектов ВИЭ.

В то же время специалисты АРВЭ отмечают, что, несмотря на успехи, целевой показатель по доле возобновляемой энергии в энергобалансе страны, установленный правительством РФ в объеме 4,5% к 2024 году, достигнут не будет. По состоянию на июнь 2020-го совокупная просрочка вводов составляет 5% (320 МВт) от общего объема программы поддержки. Задержки были вызваны экономическими проблемами страны в 2014–2016 годах, также потребовалось время для локализации производства оборудования. С учетом всех запланированных на сегодня инвестиционных проектов максимальная доля ВИЭ к 2024 году составит 1%. Для сравнения, в общем объеме энергопотребления других стран она уже сейчас превышает 20%.

По данным АРВЭ, регионами — лидерами по объему установленной мощности генерирующих объектов ВИЭ вне механизмов их стимулирования являются Оренбургская область, Астраханская область, Республика Алтай, Ульяновская область, Самарская область и Республика Крым. В рамках действующего механизма поддержки по объему вводов лидируют Оренбургская, Астраханская, Ростовская, Ульяновская области, Ставропольский край, Республика Адыгея и Алтай.

Производство оборудования

В последние годы в России развивается также отрасль производства оборудования для «зеленой» энергетики. Важными тенденциями в данном контексте эксперты называют сокращение доли импортных комплектующих и повышение уровня локализации производства, достигающего 60% и более. Как отмечают в Ассоциации развития возобновляемой энергетики, по состоянию на 2020 год в сегменте были построены новые производственные мощности с совокупным ежегодным потенциалом 1,9 ГВт.

В настоящее время в России функционируют производства компонентов, востребованных в солнечной и ветроэнергетике, таких как кремниевые слитки и пластины, солнечные фотоэлектрические модули, гондолы ветроэнергетических установок, композитные лопасти и башни. Производимая продукция реализуется не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

При этом, по мнению Ольги Новиковой, доцента Высшей школы атомной и тепловой энергетики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), несмотря на то, что производство определенного оборудования для ВИЭ в России растет, фактически реализуемые крупные проекты все же предусматривают эксплуатацию зарубежного оборудования. В результате возникает ощущение, что отечественные производители пока остаются недостаточно конкурентными.

Владимир Максимов, руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус», отмечает, что косвенно на низкую конкурентоспособность российского оборудования для ВИЭ указывают и целевые объемы экспорта такой продукции, определенные правительством РФ. По плану, к 2030 году экспортная выручка от продажи российского оборудования для ВИЭ должна составить всего 4% от суммарных капитальных затрат на строительство объектов «зеленой» генерации в России.

Перспективная поддержка

«Основными действующими механизмами поддержки и стимулирования развития ВИЭ в России являются заключение (по результатам конкурсных отборов проектов) долгосрочных договоров предоставления мощности при поставках мощности генерирующими объектами на базе ВИЭ на оптовый рынок электрической энергии (ДПМ ВИЭ); обязательная первоочередная покупка электрической энергии, произведенной квалифицированными генерирующими объектами на основе ВИЭ, сетевыми организациями для компенсации потерь в сетях по регулируемым тарифам на розничных (региональных) рынках»,— отмечает господин Файн. Кроме того, предполагается, что в ближайшее время заработают меры поддержки микрогенерации (до 15 кВт), а также механизм «зеленых сертификатов».

Госпожа Ланьшина добавляет, что наиболее заметно возобновляемая энергетика в России развивается на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Развитие ВИЭ на розничных рынках электроэнергии было незначительным: в отличие от оптового, там отсутствовали четкие гарантии окупаемости проектов для инвесторов. «Сейчас правительство РФ разрабатывает постановление, которое даст такие гарантии, обязав сетевые компании заключать с инвестором договор сразу после проведения регионального конкурса по отбору проектов ВИЭ, а не после ввода станции в эксплуатацию, как это было ранее. В последние два года началось развитие и микророзничного сегмента ВИЭ. Коммерческие предприятия стали предъявлять спрос на солнечные электростанции в целях экономии средств на электроэнергии. В конце 2019 года был принят закон о микрогенерации, который позволит владельцам частных домов подключать свои солнечные микроэлектростанции мощностью до 15 кВт к сети и поставлять излишки электроэнергии в сеть»,— указывает эксперт.

В Ассоциации развития возобновляемой энергетики отмечают, что в 2019 году в правительстве РФ одобрили продление программы поддержки «зеленой» генерации после 2024 года. Для новой программы на период до 2035 года правительство РФ определило объем поддержки с оптового рынка электрической энергии и мощности в размере 400 млрд рублей, из которых 231,25 млрд будет направлено на проекты ВЭС, 138,75 млрд — на проекты СЭС и 30 млрд — на проекты малых ГЭС. Такое решение позволит реализовать в рамках нового инвестиционного цикла проекты совокупной мощностью 7–9 ГВт. В целом точные параметры, согласно плану, утвержденному правительством РФ, будут определены к третьему кварталу 2020 года.

Перспективы развития

Возобновляемая энергетика, как и другие отрасли экономики, ощутила на себе влияние пандемии коронавируса. В краткосрочном плане Россия и другие страны столкнулись с такими проблемами, как задержки поставок оборудования, сроков ввода новых объектов ВИЭ.

При этом в долгосрочном периоде, по мнению госпожи Ланьшиной, пандемия, скорее всего, окажет положительное влияние на развитие ВИЭ. «Возобновляемая энергетика и более широкий "зеленый" сектор окажутся в центре антикризисных программ. В условиях глобального падения спроса на энергию только сектор ВИЭ демонстрирует положительный рост, генерация за счет ископаемого топлива и атомная генерация сокращаются»,— поясняет она.

Другие эксперты отмечают, что при сохранении в течение длительного периода времени низких цен на нефть есть риск, что эффективность новых проектов в сфере ВИЭ снизится по сравнению с проектами в традиционной энергетике.

Что касается общих перспектив, то в отечественной практике реализации проектов в сфере ВИЭ, по мнению господина Файна, можно выделить два основных сегмента: обеспечение энергоснабжения удаленных изолированных энергоузлов и поставка мощности в централизованную энергосистему по договорам поставки мощности (ДПМ ВИЭ), заключаемых по результатам конкурсного отбора проектов. Если первый сегмент рынка достаточно стабилен в долгосрочном плане, то перспективы второго сегмента на данный момент неочевидны и целиком зависят от того, на каких условиях в итоге будет продлена программа государственной поддержки развития ВИЭ после 2024 года.

Ксения Потапова

Вся лента