Граждане вышли за смартфонами
Рынок вернулся к росту после открытия офлайн-магазинов
Продажи смартфонов сразу после открытия офлайн-магазинов в начале июня выросли на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ритейлеры объясняют динамику эффектом отложенного спроса, который потребители не могли реализовать в онлайне. Больше всего при этом выросли продажи смартфонов стоимостью до 10 тыс. руб., что участники рынка связывают со снижением покупательной способности граждан.
Продажи смартфонов в России за первую неделю июня выросли на 31% в штуках и на 33% в деньгах к аналогичному периоду 2019 года, следует из данных GfK, с которыми ознакомился “Ъ”. Этому способствовало открытие магазинов: офлайн-продажи выросли на 44% в штуках в первой неделе июня по сравнению с последней неделей мая. В период самоизоляции продажи смартфонов снижались: в апреле — на 24% в штуках к уровню прошлого года, в мае — на 4%.
Наибольший прирост продаж — на 48% в штуках — в первой неделе июня по сравнению с предыдущей неделей показали смартфоны с ценой ниже 10 тыс. руб., следует из данных GfK. Перераспределение продаж из дорогого сегмента в более доступный в связи со снижением покупательной способности — главный тренд июня, подтверждает вице-президент по закупкам и развитию компании «Связной» Михаил Догадин. По его данным, в апреле спрос на российском рынке смартфонов снизился на 20% в сравнении с прошлым годом, в мае рынок начал понемногу восстанавливаться, а по итогам первых двух недель июня рост рынка составил 15% в штуках и 19% в деньгах.
Среди популярных смартфонов июня господин Догадин отмечает iPhone 11, Samsung Galaxy A51 и А01 и Honor 9S.
В низком ценовом сегменте присутствующие там отечественные бренды смартфонов за период пандемии были в значительной степени замещены китайскими, следует из данных аналитического центра GS Group (см. “Ъ” от 18 июня). Среди всех мобильных телефонов в сегменте дороже 2 тыс. руб., поставленных в Россию в первом квартале, отечественных брендов было лишь 4% по сравнению с 16% годом ранее, а китайских — 54% по сравнению с 42% соответственно.
85% от общего количества проданных на рынке устройств в начале июня пришлось на пятерку лидеров: Honor, Samsung, Xiaomi, Apple и Huawei, отмечают в «М.Видео-Эльдорадо». Увеличилась доля моделей из нижнего ценового диапазона — от 5 тыс. до 15 тыс. руб., а также среднего — от 20 тыс. до 40 тыс. руб., подтверждают в компании. По данным «М.Видео-Эльдорадо», в штуках продажи смартфонов в России уже в мае приблизились к уровню прошлого года, а в денежном выражении прибавили около 3%.
Всего за апрель и май россияне приобрели около 3,8 млн устройств общей стоимостью 60 млрд руб., причем около 35% продаж пришлось на онлайн, что более чем вдвое выше, чем годом ранее, оценили в ритейлере.
Продажи смартфонов в сетях «М.Видео-Эльдорадо» в мае прибавили 19% в штуках и 10% в деньгах и продолжают расти в июне, «сохраняя двузначную динамику».
Рыночную динамику по продажам смартфонов превысили и в «Ситилинке», где в июне рост составил 130% в денежном выражении, рассказал руководитель группы закупок «Сотовые телефоны, планшеты, гаджеты» ритейлера Сергей Ворзов. Самыми популярными моделями он называет Xiaomi Redmi 7A и Samsung Galaxy A51. Увеличению продаж способствуют постепенное снятие ограничений, открытие торговых центров и реализация отложенного спроса, уверен господин Ворзов. При этом в «Ситилинке» благодаря онлайн-сегменту спада продаж не было и во время режима самоизоляции, указывает он, по итогам марта рост продаж смартфонов составил 50%, а затем спрос стал возвращаться к уровню февраля—начала марта.
В Samsung отмечают рост продаж на 60% в первую неделю июня по сравнению с первой неделей мая, хотя в денежном эквиваленте по сравнению с аналогичной неделей прошлого года продажи снизились на 5%. Рост спроса в июне производитель тоже связывает с эффектом отложенного спроса и открытием офлайн-магазинов, а также стабилизацией курса рубля. Там подчеркивают, что смартфоны — категория товаров, которые преимущественно покупают офлайн.