На полюсе холода — плюс 38 градусов
Аномальная жара в Сибири — предвестник более быстрого потепления в мире
Арктика плавится от зноя, и это беспокоит ученых, потому что страдать будет весь мир. В прошлую субботу в Верхоянске температура достигла плюс 38 градусов — это абсолютный рекорд. Всемирная метеорологическая организация даже решила перепроверить беспрецедентные данные.
«Арктика в ответ на повышение содержания парниковых газов в атмосфере нагревается намного быстрее, чем можно было предположить, и это быстрое потепление приводит к аномальным погодным явлениям и огромным лесным пожарам,— комментирует климатолог, декан экологической школы Мичиганского университета Джонатан Оверпек.— Это предупреждение, которое нельзя игнорировать!»
Весь этот год в Сибири было необычно тепло: с января по май средняя температура держалась примерно на 8 градусах Цельсия. «Это гораздо, гораздо теплее, чем когда-либо фиксировалось в Сибири в эти месяцы»,— поражен климатолог из Университета Беркли Зик Хаусфатер. Теперь Сибирь занесена в Книгу рекордов Гиннесса за максимальный перепад температуры: с минус 68 до плюс 38 градусов, всего 106 градусов.
Для жителей Якутии аномальное тепло — неплохое событие. У жительницы города Жиганска (430 км от Верхоянска, близко по сибирским меркам) Василисы Ивановой с семьей получилось каждый жаркий день на неделе проводить на берегу реки Лены, купаясь и загорая. «Мы приходили каждый день с понедельника»,— радуется она.
Потепление, наблюдающееся в арктических районах России,— одно из самых быстрых в мире. Если в среднем на Земле температура в последние несколько десятилетий росла на 0,18 градуса Цельсия каждые десять лет, то в России в целом — на 0,47 градуса, а в российской Арктике — на 0,69 градуса Цельсия каждые десять лет, говорит Андрей Киселев, ведущий научный сотрудник Главной геофизической обсерватории имени Воейкова: «В этом отношении мы опережаем всю планету».
Повышение средней температуры в Сибири связано и с гигантскими ежегодными лесными пожарами, площадь и продолжительность которых всякий год растет, и с оттаиванием вечной мерзлоты. Из нее выделяются парниковые газы, из-за них сохнет почва, что дает пищу для пожаров, сетует Владимир Романовский, мерзлотовед из Университета Аляски в Фэрбенксе: «На сей раз еще хуже, чем обычно: слишком теплой была прошедшая зима!» По его наблюдениям, даже холодные зимы уже не смогут хотя бы приостановить таяние мерзлоты. «А это плохо,— подхватывает Кэти Уолтер Энтони, коллега Владимира по Университету Аляски,— метан, который выходит из оттаявшей мерзлоты, дает в 28 раз более сильный парниковый эффект, чем углекислый газ». И он же не висит над Арктикой — он начинает распространяться по всей планете, резюмирует Кэти Энтони.
Происходящее в Арктике сильно влияет на погоду в США и Европе. Из-за потепления в атмосфере встают коридорами высокие гребни, между которыми течет и течет очень жаркий воздух Средней Азии.
По мнению метеорологов из Росгидромете, совокупность факторов — высокое атмосферное давление, высокое солнце, ни тучки в июньские долги дни — способствовала быстрому росту температуры в Сибири.
Даже ночи очень теплые, воздух не успевает остыть и продолжает нагреваться в течение нескольких дней, описывает опасность Марина Макарова, главный метеоролог Росгидромета.
По материалам AP