За что нам предлагают проголосовать 1 июля
Юрист Юлия Белова о конституционных поправках
Поправки, принятые Госдумой и одобренные Конституционным судом РФ, за или против которых гражданам предлагают проголосовать 1 июля, касаются изменений 46 статей Конституции, пять из которых абсолютно новые. Часть из них носит формальный характер, т.е. предлагаемые изменения — это не что-то новое, а закрепление уже имеющихся прав граждан. В основном дублирование касается инициатив в сфере социальной политики (привязка размера МРОТ к прожиточному минимуму, закрепление принципов пенсионной системы, а также гарантий обязательного соцстрахования и соцподдержки). Другая часть поправок предполагает под собой существенные изменения в сфере государственной власти. Однако смысл некоторых из них неясен.
Блок социальных поправок
Закрепление правила о зависимости размера МРОТ от прожиточного минимума трудоспособного населения – уже существующая норма. Она закреплена в ст. 133 Трудового кодекса.
Принцип солидарности поколений, предусмотренный для пенсионной системы – это тот принцип, который уже сейчас существует и реализуется. То есть часть доходов работающих людей в виде налогов идет на выплату пенсии пожилым людям. Ничего нового здесь не появилось. Индексация пенсий также предусмотрена действующим законодательством. При этом, по словам разработчиков поправок, закрепление этого принципа не означает автоматического повышения пенсий для работающих пенсионеров.
Много положений посвящено молодежной политике и воспитанию детей. Причем упор сделан именно на патриотическом воспитании. Кроме того, институт брака определен в новой Конституции как союз мужчины и женщины. Полагаю, что такие акценты сделаны с учетом идеологического характера всех поправок в целом.
Юристы уже назвали указанные поправки «картинками с выставки». То есть по факту ничего не изменится, если это станет частью Конституции, не станут выше пенсии и социальные пособия. Однако у государства появятся легитимные основания для проведения идеологической политики в сторону укрепления внутреннего суверенитета, «сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». При этом за какого именно Бога голосовали депутаты, одобряя законопроект, они объяснить не могут.
В свою очередь больше половины россиян считают, что власти не должны руководствоваться в своих действиях религиозными убеждениями, а две трети против того, чтобы церковь как-то влияла на принятие государственных решений (по данным социолога Левада-центра Дениса Волкова).
Госсовет
Сейчас Госсовет имеет статус неконституционного совещательного органа при президенте. Однако теперь этот институт закрепляется в Конституции, что подразумевает повышение его статуса. Как теперь должен функционировать орган, и что конкретно будет входить в его полномочия, пока непонятно. По словам депутатов, принимавших законопроект, Госсовет будет обеспечивать осуществление полномочий главы государства по аналогии с администрацией президента, а также координировать работу других ветвей власти, в целях реализации общей стратегии политики руководителя страны. Законопроект предусматривает, что формировать Госсовет будет сам президент.
Как изменится статус судей в РФ
Во-первых, президент наделяется правом обращения в Совет Федерации с представлением о лишении полномочий судей высших судебных инстанций нашей страны – Конституционного и Верховного судов, а также кассационных и апелляционных судов (сейчас полномочия прекращаются по решению самого судейского сообщества – квалификационных коллегий судей, а в некоторых случаях в отношении судей Конституционного суда Советом Федерации по представлению самого КС РФ). То есть с принятием поправки возрастет зависимость судей от президента. Как тогда будут реализовываться принципы независимости судей и самостоятельности судебной власти, неизвестно. Если президент будет наделен правом напрямую влиять на срок полномочий судей, он получит контроль над органами, в компетенцию которых входит проверка законности его же указов (имеются в виду судьи КС РФ).
Во-вторых, теперь не только судьи Конституционного и Верховного судов, но и председатели, а также их заместители будут назначаться Советом Федерации по представлению Президента.
В-третьих, сократится предельное количество судей КС РФ с 19 до 11 (в настоящий момент их 15).
В-четвертых, президент наделяется правом обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке законопроекта на законность до того, как он его подпишет.
Если поправку примут, это существенно увеличит нагрузку на КС РФ (напоминаю, что число судей хотят при этом сократить). Кроме того, возникает конфликт интересов – допустим КС РФ одобряет законопроект и президент его подписывает. А в последующем гражданин обращается в тот же КС РФ с запросом о проверке на конституционность норм этого закона. Как должен поступить суд, если по факту он уже проверял законопроект? Обязанность последующего конституционного надзора КС РФ никто не отменял, поэтому в случае, если суд признает норму неконституционной, по сути ему придется признать и собственную некомпетентность. К тому же сейчас есть органы, которые занимаются проверкой законопроектов, и наделять этой обязанностью КС РФ – это излишняя мера.
Усиливается влияние президента на законодательную ветвь власти
Раньше в случае несогласия президента с парламентом он мог наложить вето на принимаемый закон. Однако депутаты большинством голосов могли преодолеть это вето, и президент обязан был подписать законопроект.
Теперь глава государства сможет обратиться в Конституционный суд и как минимум отсрочить подписание закона. А если КС РФ признает его противоречащим Конституции, то президент и вовсе не будет его подписывать. Возможно, со стороны может показаться, что такой порядок справедлив, ведь незаконность нормативного акта подтверждена КС РФ. Однако не стоит забывать, что Конституционный суд наделяется этими полномочиями на фоне возрастания влияния президента на сам суд.
Усиливается влияние президента на другие органы власти
Теперь президент будет сам решать, кого назначить региональным прокурором, после чего и должен будет лишь проконсультироваться с Советом Федерации. Раньше президент должен был дождаться представления генерального прокурора и согласовывать кандидатуру с местным парламентом.
Появятся новые ограничения для чиновников
Законопроект содержит требование о постоянном проживании чиновников в РФ. Так называемый ценз оседлости, т.е. срок, который кандидат на должность должен будет прожить в России, коснется глав регионов, депутатов и судей. Предполагается, что в последующем федеральный закон конкретизирует эту норму и установит конкретный срок. Однако его не будет для руководителей федеральных госорганов, премьер-министра, вице-премьеров, федеральных министров и прочих руководителей федеральных органов исполнительной власти. И пока неясно, будет ли распространяться это правило на чиновников, уже вступивших в должность.
Кроме того, вводится запрет двойного гражданства для чиновников всех уровней. Также поправки предусматривают полный запрет избираться на должность главы государства гражданам, которые имеют или когда-то имели иностранное гражданство или вид на жительство другой страны. Исключением станут жители Крыма и Севастополя, получившие российское гражданство только шесть лет назад.
Теперь президентом можно быть только два раза. Заветное «подряд» покидает текст Конституции
Один и тот же человек за всю свою жизнь сможет только два раза занимать пост президента России. Однако с учетом обнуления сроков нынешнего главы государства, он сможет обойти этот запрет и баллотироваться еще дважды.
Статус общероссийского голосования
Это не референдум. Наше законодательство не содержит определения и порядка проведения «общероссийского голосования». Легитимность результатам голосования придает сам закон о внесении поправок в Конституцию, предусматривающий порядок вступления поправок в силу. Так, новые положения начнут действовать, если за них проголосуют более половины граждан, принявших участие в голосовании. Недостатком предстоящего голосования является то, что нам предлагают проголосовать именно за пакет поправок, а не за каждую поправку в отдельности. Гражданам предстоит ответить только на один вопрос «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?».
Выводы
Уже понятно, что через поправки усиливается влияние президента на все ветви власти; политика государства сосредотачивается на внутреннем суверенитете; вводятся новые ограничения для всех органов власти; четко прослеживается консервативный характер предстоящей политики государства.
Часть поправок носит декларативный характер, потому что правоприменительные нормы уже существуют, и их закрепление в Конституции – это избыточная мера.
Другая часть предполагает серьезные изменения, но степень этих изменений ясна не до конца. Конечно, то, что сейчас звучит абстрактно, совсем скоро будет четко определено законодателем. Но это будет уже после принятия поправок, а нам предлагают голосовать уже сейчас.
Как изменится Конституция России
“Ъ” сравнил действующую и предлагаемую редакции Основного закона