Фальшивые банки освоили Facebook
Мошенники воспользовались «текущей ситуацией»
В Facebook обнаружилась новая схема мошенничества, обещающая легкий заработок. На этот раз объявления размещаются от лица Сбербанка и Альфа-банка, которые якобы раздают клиентам деньги «в связи с текущей ситуацией». В самом Facebook утверждают, что направляют «много ресурсов» на борьбу с подобными объявлениями, призывая жаловаться на них самих пользователей.
На мошенническую рекламу в Facebook, которая обещает получение денег, обратил внимание корреспондент “Ъ”. В объявлении якобы от лица Сбербанка предлагается перейти по ссылке, чтобы получить на карту до 600 тыс. руб., которые банк решил раздать «в связи с текущей ситуацией». Под постом пользователи оставили несколько сотен комментариев, в том числе отмечая реальную страницу Сбербанка, записью поделились несколько десятков раз.
Обновление. После выхода публикации в Сбербанке заявили “Ъ”, что не наблюдают активности Facebook, направленной на борьбу с мошеннической рекламой. «Появление на площадках такого уровня подобных объявлений вызывает недоумение. Это демонстрация неспособности обеспечить безопасность контента со стороны организаций, которые заявляют о своем высоком экспертном уровне в этом вопросе»,— заявил представитель банка. В Сбербанке подчеркнули, что постоянно отслеживают появление в интернете и социальных сетях мошеннических аккаунтов. Всего с начала 2020 года банк заблокировал свыше 18 тыс. аккаунтов в соцсетях и мессенджерах, которые использовались для финансового обмана. Помимо описанной схемы «Акция от Сбербанка» в Facebook злоумышленники эксплуатируют использование компенсаций и возвратов НДС в период пандемии для обмана клиентов, что банк также расценивает как проблему, отметили в пресс-службе.
Проблема коснулась не только Сбербанка.
Как сообщили “Ъ” в пресс-службе Альфа-банка, с апреля банк фиксирует примерно двукратный рост количества мошеннических аккаунтов в соцсетях и сайтов-подделок, причем активно они распространяются именно через Facebook.
«Самый частый сценарий — обещание материальной помощи и выманивание платежных данных у клиента. Мы постоянно блокируем сайты такого рода и аккаунты в соцсетях, также готовим масштабную коммуникацию для клиентов, которая поможет распознавать такие ловушки»,— добавили в Альфа-банке.
В пресс-службе ВТБ сообщили, что банку неизвестно о подобных случаях в связи со своим брендом.
В Facebook “Ъ” заявили, что компания использует «много ресурсов» для борьбы с подобной рекламой. «Как только мы узнаем о такой рекламе, мы ее удаляем, как и произошло в данном случае. Наши системы работают лучше, когда люди сообщают о замеченных случаях подобной рекламы, нажав на три точки в верхнем правом углу рекламного объявления и выбрав опцию "Пожаловаться на рекламу"»,— заявил представитель компании.
Проблема с мошенническими публикациями в Facebook от лица известных людей и организаций возникла давно. На прошлой неделе соцсеть критиковал за это основатель Telegram Павел Дуров, чей образ часто использовался в подобных акциях. Он требовал от Facebook устранить проблему до конца прошлой недели и рекомендовал пользователям сохранять примеры мошеннических объявлений с перспективой судебных процессов. Господин Дуров не ответил на запрос “Ъ”.
Как правило, в подобных схемах под предлогом выплат от банков пользователю предлагают ввести персональную информацию, в том числе данные карты, а затем ввести код безопасности из СМС, чтобы ему пришла денежная помощь, в итоге деньги с карты уходят злоумышленникам, объясняет старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Татьяна Сидорина.
При этом пострадавшие, по словам госпожи Сидориной, часто стесняются или боятся оповещать банки и правоохранительные органы.
В случае с мошеннической рекламой от имени Сбербанка пользователям, вероятно, предлагают заполнить анкету и отправить обеспечительный платеж в размере нескольких сотен рублей, после чего мошенники испарятся, полагает руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев. Он также отмечает, что Facebook развивает систему искусственного интеллекта DEC для борьбы с фейками и мошенниками, на основе вердиктов которой в прошлом году было удалено более 6,6 млрд аккаунтов.
Распространять рекламу от имени организации могут и дочерние структуры или рекламные агентства — в таких условиях выявить из множества корпоративных аккаунтов бренда фейковые и блокировать их не представляется возможным, добавляет руководитель направления Security Awareness «Ростелекома» Алексей Гришин.
Facebook, являясь с точки зрения российского законодательства информационным посредником, не несет ответственности за содержание объявлений, поскольку обеспечивает лишь техническую возможность их размещения, отмечает старший юрист фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин. Таким образом, констатирует юрист, вся полнота ответственности лежит на инициаторе распространения информации, а Facebook только обязан удалить спорный контент и предоставить заинтересованным лицам информацию о его распространителе.