Новый шанс для провинции

Регионы

Самоизоляция и переход на удаленную работу могут ускорить процесс вовлечения депрессивных регионов в активную экономическую жизнь страны. Компании, оценившие плюсы дистанционного взаимодействия с персоналом, со временем могут более активно перейти к найму работников из отдаленных субъектов Российской Федерации, в которых рабочая сила не такая дорогая, как в городах-миллионниках.

Тренд привлечения рабочей силы в регионах развивается давно, особенную популярность он набрал после кризиса 2014 года

Фото: Катерина Евгеньева, Коммерсантъ

Для депрессивных регионов в условиях дифференциации и неравномерности регионального развития цифровизация является важным фактором их развития и выравнивания социально-экономического положения. Успех цифровизации во многом зависит от готовности руководства региона отвечать на вызовы, зарождающиеся в глобальной экономике и текущем мировом кризисе, продвигать данную идею на всех уровнях, в том числе и на поселенческом, где остро стоит проблема с доступом к интернету и информационной безопасностью.

Константин Бочарский, основатель сервиса Pressfeed, уверен, что рынок труда сегодня находится в точке, которая может изменить всю страну. Тот, кто захочет приложить усилия, сможет улучшить свою жизнь, работая дистанционно или создавая проекты и нанимая дистанционных работников. «Как у нас было до недавнего времени? Люди, которые хотят жить комфортно, могли бы осуществить эту мечту в провинции, где все гораздо дешевле, чем в Москве. Но в провинции мало работы. Поэтому амбициозные специалисты едут в столицу, где комфортная жизнь стоит очень дорого. А значит, мечта недостижима, круг замкнулся. Как сделать, чтобы в России человек мог жить в условном Брянске в шикарном доме и иметь хорошую работу? Раньше на этот вопрос был только один ответ: никак. Сейчас, похоже, эта ситуация станет возможной. Профессионал из Брянска может работать удаленно на любую компанию, получать разумные деньги и выполнять интересные задачи. Развитие цифровых технологий и увеличение рабочих мест с возможностью работать удаленно помогут разорвать замкнутый круг. Зачем ехать в Москву, где все дорого, снимать студию за МКАД, отдавая за нее ползарплаты, когда можно профессионально реализоваться, не покидая родного города»,— рассуждает эксперт.

А значит, делает вывод господин Бочарский, в таких городах появится прослойка платежеспособного населения, готового приобретать товары и услуги. Вслед за проснувшимся спросом в регионах начнет появляться предложение. Будут открываться магазины, предприятия сферы услуг, которые создадут новые рабочие места. В потенциале все это может привести к тому, что все больше интересных проектов возникнет не только в крупных городах, но и в отдаленных регионах. А команду для них можно будет набрать по всей России или даже по всему миру. «Еще один возможный вариант: молодые люди из небольших городов, которых фактически заставили выйти в интернет, начнут осваивать новые профессии онлайн, повышать уровень образования. Следовательно, в перспективе хороших специалистов может стать еще больше. И им не обязательно будет уезжать в крупные города, ведь работать можно удаленно. Разумеется, для подобных изменений понадобится не один месяц. Также многое зависит от развития интернет-технологий, их доступности и возможности приобрести средства для работы в интернет. Однако в целом эта тенденция положительная и может привести к тому, что некоторые депрессивные районы перестанут быть таковыми, а привлекательных мест для жизни и развития бизнеса в России станет все больше»,— прогнозирует господин Бочарский.

Второе дыхание

Эксперты замечают, что тренд привлечения рабочей силы в регионах развивается давно, особенную популярность он набрал после кризиса 2014 года — на фоне оптимизации затрат работодателями. Сейчас же речь идет о еще большей цифровизации и более широком распространении данного тренда: на цифровизацию рабочих процессов перешло подавляющее количество предприятий, и пандемия с самоизоляцией этому активно поспособствовали.

Светлана Гончар, консультант по организационному развитию, член экспертного совета федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», полагает, что пандемия переключила сознание работодателей: раньше большинство собственников бизнеса было против удаленной работы. Сотрудники были привязаны к офису, поэтому многие жители нашей страны были вынуждены переезжать в крупные города, чтобы заработать себе на жизнь. Сейчас, увидев, что в большинстве своем удаленная работа оказалась достаточно эффективной, работодатели начали искать специалистов в регионах, так как стоимость их рабочего дня гораздо меньше, чем у жителей мегаполисов.

«Сейчас, в цифровую эру постпандемийного мира, жители депрессивных регионов имеют не только возможность переучиться на новую специальность, но и найти работу в престижных компаниях, оставаясь при этом в своем родном регионе, в кругу близких и родных. Смогут ли регионы ответить на новые вызовы? Уверена, что да. При этом как на уровне региона, если региональное правительство откроет дополнительные программы по поддержке обучения и развития жителей, так и на индивидуальном уровне, если отдельно взятый житель возьмет на себя ответственность, найдет отрасль, в которой ему хочется развиваться, подберет программы обучения и выделит время на переподготовку»,— рассуждает госпожа Гончар.

Анна Знаменская, директор по глобальному развитию Rakuten Viber, говорит: «Цифровизация стала одним из ключевых направлений развития страны, и доступ регионов к высоким технологиям, а также эффективное использование их потенциала, создают большие возможности для развития региональных экономик. Первая касается модернизации региональных предприятий. Например, с помощью внедрения технологий автоматизации производства, цифровизации отчетности, максимальной оптимизации бизнес-процессов. Все это приводит к повышению производительности труда, снижению затрат, увеличению прибыли и, как следствие, привлекает в региональный бизнес новых инвесторов, которые создают новые рабочие места. Что, в свою очередь, повышает качество жизни населения. Сегодня цифровые технологии охватывают самые разные сферы: здравоохранение, образование, транспорт, городское хозяйство. И грамотное использование технологического потенциала может значительно модернизировать социально-экономическую инфраструктуру каждого региона. Второй момент — возможность для населения региона работать удаленно».

По словам эксперта, переход многих компаний на «удаленку» действительно дает возможность многим московским бизнесам нанимать более дешевую рабочую силу из регионов. С одной стороны, это выгодно для самих компаний, особенно для малого и среднего бизнеса, который находится сейчас в очень сложном положении. С другой — это позволит сократить уровень безработицы на местах. При этом важно, что при оптимальном использовании цифровых решений удаленный формат не влечет за собой снижения качества и эффективности многих процессов. «Да, это непросто, но это совершенно реально. Настройку удаленной работы и коммуникаций с персоналом в регионах можно совершенствовать, используя коллаборативные приложения, мессенджеры, интранет»,— рассуждает госпожа Знаменская.

Три опоры

Светлана Пронина, региональный операционный директор Colliers International, полагает, что сегодня сформировались три условные модели организации удаленной работы. Во-первых, это классическая «удаленка», при которой оказываются дистанционные услуги бухгалтеров, юристов и других специалистов, собранных под эгидой консалтинговой компании. Во-вторых, региональные колл-центры — очень широко используемая опция в абсолютно всех сферах бизнеса. В-третьих, вывод в регионы целых подразделений крупных компаний, например, собственной бухгалтерии, отдала продаж. На сегодняшний день данную модель используют крупные продуктовые ритейлеры и маркетплейсы, отмечает госпожа Пронина.

«Говоря о второй и третьей модели, мы имеем в виду организацию удаленной работы для компании, при этом сотрудники работают классически, в офисе, просто расположенном в другом регионе. Безусловно, организация офиса в удаленном регионе оказывает положительный эффект на местный рынок труда»,— говорит госпожа Пронина.

«Если говорить в целом о перспективах вовлечения удаленных депрессивных регионов, то они должны обладать определенным набором качеств, таких как близость или удобство сообщения с головной компанией, достаточное количество профессионалов на рынке, достаточный уровень цифровизации в регионе, желательно единый часовой пояс. В остальных случаях речь будет идти о первой модели и о привлечении единичных специалистов, что глобально не изменит ситуацию на рынке региона»,— считает госпожа Пронина.

Кирилл Чирясов, заместитель генерального директора по цифровым технологиям компании «Русская медиагруппа», полагает, что практически все секторы экономики могут перейти на частично или полностью удаленную работу. «Где-то, например, бухгалтерия работает удаленно, где-то инженеры и разработка. Проектные и конструкторские бюро можно держать в любом городе России при наличии достаточного количества кадров. Сейчас центры формируются в уже развитых экономических регионах. Например, в каком-то регионе молочная промышленность развита — и там будут биологи и химики. И со временем там формируется класс специалистов, которые работают не на локальный рынок, а на глобальный, и представители других регионов могут заказывать услуги этих специалистов удаленно»,— поясняет он.

Татьяна Тирских, ведущий аналитик по корпоративным и суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА», говорит: «Сейчас много сфер, в которых практически любой человек умственного труда из региона может работать удаленно: информационные технологии, образование, услуги для бизнеса, СМИ, маркетинг, реклама, PR, дизайн, продюсирование, розничная торговля, финансы. При этом нехватка квалифицированных кадров, недостаточная бюджетная обеспеченность, отсутствие дешевого высокоскоростного доступа к интернету являются главными барьерами развития цифровизации, которые необходимо ломать. На это потребуется немало средств: только из федерального бюджета до 2024 года планируется потратить более 1 трлн рублей в рамках реализации программы “Цифровая экономика РФ”».

Решать в комплексе

Управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева также считает, что цифровизация «оживит» депрессивные регионы только в решении комплекса вопросов. «Одна “удаленка” не спасет от массового бегства. Эксперты предлагают начать с отличного широкополосного интернета, систем “умный город”, создания интернет-площадок для расширения рынка сбыта местных предприятий, обеспечения кастомизации производства и электронного документооборота в госорганизациях. Это дорого. Сократить расходы помогут базовые IT-решения по каждому из пунктов. Их регионы адаптируют под себя, не создавая с нуля в каждом конкретном случае. И, конечно, требуется вовлеченность местных властей»,— рассуждает госпожа Косарева.

Директор по цифровой трансформации бизнеса ООО «Байкал-Сервис ТК» Сергей Майдебура с этим мнением согласен: «“Цифра” — это инструмент, а не идея, и, к сожалению, ею можно исправить далеко не все. А вот для того чтобы решить, как выводить депрессивные регионы из этой самой депрессии, нужны именно идея и желание что-то изменить не только у экономистов, но и у людей, которые этими регионами управляют, а также у самих жителей этих регионов».

Павел Мясоедов, директор и партнер компании «Интеллектуальный резерв», добавляет: «Со стороны руководства регионов должна идти планомерная работа по повышению информационного образования, по популяризации удаленной работы среди населения. В настоящее время разработаны различные программы в нескольких российских областях, однако данные по материальным затратам пока не раскрываются».

Таким образом, по мнению экспертов, на пути интеграции регионов в современную цифровую реальность стоят два главных барьера: подготовка квалифицированных кадров и необходимость создания должной инфраструктуры. Причем речь идет как об IT-инфраструктуре, так и обо всей остальной инфраструктуре, делающей жизнь в регионе комфортной.

Геннадий Викулов, руководитель управления регионального развития СКБ «Контур», считает, что даже вовлечение большого числа местных жителей в удаленную работу проблему депрессивных регионов не решит: «Для того чтобы сохранить население в депрессивном регионе, должна появиться комфортная для жизни инфраструктура, чтобы людям хотелось там жить и даже переезжать туда из мегаполисов. Большая часть небольших городов не способна обеспечить такую инфраструктуру. Поэтому студенты не возвращаются в родные города, а стремятся закрепиться в мегаполисах, еще более обостряя конкуренцию и увеличивая разрыв в заработных платах. Конечно, возможность удаленной работы открывает активному населению невиданные прежде возможности и без переезда на новое место жительства. Вопрос: как удержать тех, кто решит воспользовался новыми возможностями, как сделать так, чтобы специалисты осели бы в своих регионах, а не переехали на Бали? Ответ только один: им должно быть комфортно и удобно жить в своих городах. Готовы ли наши регионы конкурировать с условным Бали? Кажется, пока нет. Если инфраструктура городов начнет развиваться, то люди будут оставаться, жить и работать. Если нет — то с ростом доходов миграция в места, где удобно жить, только усилится. В каких отраслях это произойдет? Везде, где работа не связана с присутствием на рабочем месте. Если ваши основные рабочие инструменты — компьютер и телефон, то вы в игре!»

Немаловажным фактором для преодоления проблем депрессивных регионов является менталитет, считают некоторые специалисты. Сергей Пономаренко, основатель компании ЦФТ «Базис», говорит: «Самое главное — захотят ли депрессивные регионы, чтобы их оживляли, чтобы люди там работали. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда люди сидят без работы и не зарабатывают деньги, имея возможность трудиться дистанционно. Если говорить про удаленную работу, то человеку нужны компьютер и доступ в интернет, и это не требует никаких денежных вливаний, переезда или глобальных перемен в жизни. Сейчас огромное количество возможностей пойти учиться и после работать, например, программистом. Есть большое количество сервисов, которые обучают и после гарантируют трудоустройство. Важно, чтобы люди были готовы учиться, менять свою жизнь, пробовать что-то новое. Крупные компании по большей части выносят свои колл-центры в регионы, в том числе на дом. История с карантином показала, что это легко сделать и что колл-центры могут работать из дома удаленно. Малый и средний бизнес уже давно не нанимает себе бухгалтеров, а пользуется услугами аутсорсинговых компаний, где люди тоже работают удаленно. Поэтому и хочется дополнить вопрос: а хотят ли депрессивные регионы работать? Или многое упирается в пока превалирующую позицию людей, которые не хотят учиться чему-то новому, менять привычный образ жизни и искать возможности для работы?»

Нужно переобучение

Антонина Левашенко, старший научный сотрудник Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС, также замечает: «С учетом того, что в отдаленных регионах в основном остаются люди старшего поколения, для них необходимо создать возможности переквалификации и обучения цифровым навыкам. Поэтому сама по себе цифровизация не поможет решить проблемы удаленных регионов по созданию новых рабочих мест. В рамках ОЭСР реализуются меры по минимизации рисков цифровой безработицы: проводятся тренинги по освоению цифровых навыков (Израиль), создаются цифровые платформы для поиска новых форм работы и предпринимательства, связывания соискателей с работодателями (Финляндия), реализуются персонализированные образовательные программы (Франция). Этот опыт очень полезен. Кроме того, актуальной проблемой для удаленных территорий в РФ остается проведение широкополосного интернета. Например, согласно исследованию Росстата за 2017 год, только около 60% сельского населения имели доступ к интернету, в городах этот показатель составляет 77%. Таким образом, в целом цифровизация необходима для удаленных регионов, особенно в секторе образования и сельского хозяйства, но первоочередной задачей является улучшение инфраструктуры и развитие цифровых навыков у населения».

Венера Шайдуллина, директор Центра исследований и экспертиз Финансового университета при правительстве РФ, указывает, что из-за пандемии коронавируса и сопутствующих мер (дистанционное обучение и удаленная работа) в регионах страны были выявлены проблемы, связанные с цифровизацией. В первую очередь с этой проблемой столкнулись в населенных пунктах, где проживает небольшое количество людей. Оператору невыгодно инвестировать в такие места, так как здесь маленький спрос на его услуги. Также была выявлена проблема отсутствия технических средств, необходимых для осуществления обучения и работы на дому, у местных жителей. «Существование таких нацпроектов, как “Цифровая экономика Российской Федерации”, и федеральных проектов наподобие “Информационной инфраструктуры” помогает оживить депрессивные регионы страны. Их цель — чтобы цифровизация дошла до отдаленных уголков России»,— рассказала госпожа Шайдуллина.

Одно за другое

Наталья Агафонова, директор проекта «Р7-Офис», замечает, что готовность жителей региона к удаленной работе сильно коррелирует с общим уровнем цифровизации региона: чем больше сервисов с использованием информационных технологий реально работает в регионе, включая «Госуслуги» и коммерческие сервисы, тем больше готовность у граждан к удаленной работе. «При этом больше всего к удаленной работе готова сфера IT. Это и понятно, IT-компании лучше всех подготовлены к использованию ПО для удаленной работы ввиду объективно высокого уровня компетенции их сотрудников в информационной сфере. Во-вторых, это компании нематериального производства: финансовый сектор, сфера услуг, торговля. Основные востребованные специальности — специалисты продаж, управление проектами, поддержка клиентов. В-третьих, это сфера, где услуга может оказываться дистанционно: правовое консультирование, дизайн, перевод, обучение, копирайтинг, подбор кадров. В этом сегменте рост вовлечения отдаленных регионов сдерживается не столько наличием технологий и культуры их использования, сколько уровнем квалификации работников по основной специальности. На самом деле, если бы законодательство позволяло, в первую очередь стоило бы на удаленную работу выводить медицинских специалистов. В ряде стран медицинские консультации и диагностика давно уже ведутся в дистанционном режиме. И самое интересное, что здесь не нужно учитывать или тратить бюджет региона. Когда речь идет о подключении сотрудников к удаленной работе, то коммерческие компании это сделают сами, если соотношение квалификации и стоимости часа будет в пользу региональных работников»,— говорит эксперт.

Павел Афанасьев, руководитель практики IoT системного интегратора CTI, заключает: «Сами по себе цифровые технологии никак не смогут оживить активность в регионах. Современный уровень развития цифровых технологий предоставляет возможности для вовлечения регионов в деловую активность. А то, насколько это получится в том или ином регионе, будет результатом деятельности регионального бизнеса и предпринимателей по использованию этих возможностей, в совокупности усилий региональной власти по стимулированию развития бизнеса у себя в регионах. Помимо организации непосредственно офиса, рабочих мест, технических средств связи, необходимо также вкладываться в совершенствование переносимых служб — устанавливать стандарты эффективности и качества выполняемых операций, развивать автоматизацию служб, инвестировать в развитие персонала и выстраивать систему управления удаленными (либо распределенными) службами. К счастью, эти вопросы так или иначе уже решены как в глобальном бизнесе, так и в российских компаниях. Для успешного переноса операций в регионы достаточно воспользоваться уже сделанными наработками, и успех будет неминуем».

Роман Русаков

Вся лента