Время открыть скважины
Юрий Барсуков о намерении ОПЕК+ увеличить добычу
Участники сделки ОПЕК+ 15 июля соберутся, а точнее, усядутся перед мониторами компьютеров в своих столицах, чтобы согласовать постепенное наращивание добычи нефти. Исходно сокращение общей квоты с 9,7 млн до 7,7 млн баррелей в сутки планировалось осуществить с 1 июля, но дата была сдвинута на месяц, чтобы закрепить достигнутые успехи, а именно возвращение котировок нефти к уровню $40 за баррель.
Этот план удался, так как за последний месяц участники ОПЕК+, на мой взгляд, смогли достигнуть главного. Рынок, похоже, поверил, что выход большинства стран из карантина окончателен, и даже резкий всплеск заболеваемости — а суточные темпы прироста числа инфицированных коронавирусом продолжают бить рекорды во всем мире и в США в частности — не заставит правительства вновь разогнать людей по домам. Это, в свою очередь, означает, что люди поедут в отпуска, в основном на собственных автомобилях, и им потребуется топливо.
Когда сделка ОПЕК+ только складывалась, аналитики в один голос твердили, что само по себе сокращение добычи, даже настолько масштабное, не будет иметь смысла, если не восстановится потребление нефти. Теперь этот кусочек пазла встал на место, потребление уже как минимум сравнялось с предложением сырья. Более того, на физическом рынке сформировался определенный дефицит среднесернистых сортов, в частности российской нефти Urals, которая в последние недели традиционно торгуется с премией к Brent.
Так что постепенное и предполагавшееся ослабление сделки ОПЕК+ сейчас выглядит вполне обоснованным. Для России это означает рост добычи в августе примерно на 1,6 млн тонн, что может принести в бюджет около 5 млрд руб. в месяц в виде НДПИ, если, конечно, цены на нефть останутся на текущем уровне. Кроме того, рост добычи ОПЕК+ позволит предотвратить восстановление добычи конкурентов в Северной Америке.
Тем не менее определенные риски остаются, поскольку целью сделки ОПЕК+ было не просто восстановление баланса спроса и предложения нефти в мире, а создание дефицита, с тем чтобы заставить сокращаться накопленные в период пандемии запасы в хранилищах. Этот процесс либо идет крайне медленно, либо даже не стартовал.
Поэтому вполне вероятно, что реальный объем предложения нефти в августе со стороны ОПЕК+ будет меньше 2 млн баррелей в сутки — отчасти потому, что прежде не полностью выполнявшие свои квоты Ирак, Нигерия и Казахстан будут добывать меньше, а отчасти благодаря странам Персидского залива. Как ожидается, в этом году им потребуется больше нефти для производства электроэнергии для кондиционирования, что, вероятно, не только не позволит им увеличить экспорт, но и уменьшит запасы в хранилищах.