Спрос пошел на убыль

Когда показатели индустрии красоты и каршеринга вернуться на докризисный уровень

Расходы на индустрию красоты и каршеринг в Москве и Подмосковье росли самыми впечатляющими темпами. Об этом сообщили аналитики Сбербанка. Так, траты горожан в парикмахерских с 15 по 21 июня уступили аналогичной неделе прошлого года лишь 15%. А расходы на аренду автомобилей за этот период взлетели сразу на 30%. Каршеринг полностью восстановил работу 10 июня, салоны красоты открылись 9-го.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Эти отрасли могу рассчитывать на полное восстановление спроса, но потребуется еще минимум месяц, сообщил “Ъ FM” главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников: «Исследование Сбербанка опирается на данные эквайринга и карточных транзакций. Оно показало, что на последней неделе тенденции восстановления потребительского спроса продолжились.

Причем в сегменте непродовольственных товаров этот тренд уже постепенно подходит к концу, произошло достаточно быстрое восстановление в секторе услуг.

Самый резкий рост показали два из них — это индустрия красоты (спа-салоны, парикмахерские) и каршеринг. И то, и другое все еще достаточно серьезно отстает от уровня 2019 года — в среднем примерно на треть. Но можно ожидать, что дальнейшее восстановление будет постепенно приближаться к уровням 2019 года. Однако на практике на это потребуется не меньше месяца».

Ощутил ли бизнес всплеск интереса клиентов? И позволит ли это компенсировать потери от карантина? Совладелица сервиса BelkaCar Екатерина Макарова рассказала “Ъ FM”, что на прошлой неделе пользователей каршеринга действительно стало значительно больше. При этом она ожидает дальнейшего роста спроса осенью. Впрочем, покрыть убытки от режима самоизоляции все равно не удастся. «16-17 июня начался резкий всплеск аренд, спрос практически восстановился и более-менее стабилизировался. Видимо, люди частично вернулись. Думаю, что будет бешеный спрос, когда все обязаны будут ехать домой. Детей надо будет отвозить в школы, а родителям ехать в офисы — сейчас пока никто никого не гонит, плюс начались летние каникулы.

К сентябрю будет бум, потому что огромное количество людей вернется обратно.

Потери карантинных месяцев компенсировать удастся с помощью субсидий, спрос, даже бешенный, никак в этом не поможет. 1,3 млрд руб. убытков у рынка будут только по лизингу. Мы стояли месяца два, так что общие потери составят 3-4 млрд руб. Тем не менее какие-то текущие издержки этот спрос компенсировать позволяет»,— отмечает Макарова.

В салонах красоты и парикмахерских повышения спроса на прошлой неделе не заметили, говорит член совета Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Нина Литвинова. Через несколько дней после открытия интерес клиентов начал снижаться, и эта тенденция только усиливается. «В начале, когда салоны только открылись, был некий потребительский бум на первой неделе, и доходы были сопоставимы с прошлогодними. Когда пошла вторая неделя, падение выручки относительно 2019-го составило 15-20%.

Эта неделя показывает падение на 30-40%.

Мы ждем июля, потому что надеемся, что в это время уже все вернутся к своим привычным радостям, и можно будет судить, насколько экономический кризис глубокий и как это отразиться на салонах красоты. Спрос еле-еле покрывает текущие издержки. В целом ситуация достаточно сложная»,— полагает Литвинова.

Спрос на каршеринг и парикмахерские был временным, так что в дальнейшем доходы бизнеса будут сокращаться, считает инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин: «Логично, что после отмены карантина, после того, как препятствие, которое стояло между потребителем и продавцом, было устранено, все нормализовалось. Если отложенный спрос реализуется, то после пиковых значений он вернется к обычному уровню. В целом учитывая падение реальных располагаемых доходов населения, в текущем году это падение составит примерно 10%, что может привести к долгосрочному снижению потребления товаров и услуг в большинстве сегментов».

Как пандемия убивает идею совместного потребления

Смотреть

В целом, по данным Сбербанка, россияне на прошлой неделе на треть увеличили свои расходы на вновь доступные услуги. На салоны красоты, общепит, каршеринг и товары длительного пользования граждане потратили дополнительно 30 млрд руб.

Григорий Колганов

Вся лента