Регулятор на упрощенке
Илья Усов о том, как ЦБ делает финансовый рынок понятнее для граждан
Забота ЦБ о пользователях рынка финансовых услуг безгранична и иногда даже выглядит избыточной. Такое впечатление создается после недавнего выступления главы Банка России Эльвиры Набиуллиной в Госдуме.
Для того чтобы граждане, потянувшиеся на фондовый рынок, «не разочаровались, не были бы обмануты», нужно скорее принять закон о категоризации инвесторов, а то они, как дети малые, будут играть со сложными инструментами, «которые неспециалист не может оценить», и понесут потери, а за ними придет разочарование, объясняла она.
Или, например, переход граждан между пенсионными фондами — «непрозрачный механизм, который часто базировался на введении в заблуждение людей». Тем более что переходы ведут к потерям. И хотя «в результате введенных ЦБ ограничений» и досрочные переходы, и потери снизились многократно, они «все равно есть». Значит, нужны дополнительные меры, считает госпожа Набиуллина, поэтому ЦБ поддержал позицию Минтруда «по ограничению деятельности агентов».
Разработанный министерством законопроект предусматривает полный запрет на привлечение НПФ «посредников для заключения от имени фонда договора об ОПС». То есть совсем скоро (планируется, что закон будет принят в этом году и почти сразу начнет действовать) банки или специализированные компании не смогут предлагать и оформлять перевод пенсионных накоплений гражданина в какой-либо НПФ. А если человек сам захотел перевести средства из не устраивающего его фонда (из-за низкой доходности или неправомерного перевода) в другой (уже без риска потерять деньги, используя только срочный переход), ему придется искать офис этого НПФ.
Учитывая норму подписания договора об ОПС исключительно гендиректором фонда, гражданину придется ехать в центральный офис. Но, например, единственный на Дальнем Востоке центральный офис НПФ, работающего с накоплениями, фонда «Алмазная осень», расположен в городе Мирный. Других просто нет. А если человек выбрал крупнейшие НПФ, ему предстоит не всегда близкий путь в Москву. Что-то подсказывает, что энтузиастов будет немного.
Зато всегда можно вернуться в ПФР. Ведь для этого не надо заключать договор об ОПС, да и отделения этого фонда есть почти везде. Непонятно только, зачем тогда нужны НПФ? Ведь новая норма уничтожает любую конкуренцию. Хоть какой-то стимул зарабатывать больше, чтобы привлечь клиентов, просто исчезает.
Кажется, излишней заботой о потребителях финансовых услуг, которые могут разочароваться и быть обмануты, ЦБ, сам того не желая, вредит не только им, но и себе. Ведь упрощение схем и продуктов не только избавляет инвесторов от рисков, но и лишает их гибкости, а самого регулятора отучает решать сложные задачи.