Торговля налично себя чувствует
Безналичные платежи остались на карантине
Несмотря на почти три месяца карантина, вынудивших граждан максимально использовать безналичные платежи, популярность наличных быстро возвращается. Эксперты уверены, что, несмотря на все усилия банков и регулятора, уйти от «живых» денег удастся не скоро. К этому не готов и бизнес, особенно малый, и граждане.
Московский кредитный банк (МКБ) и компания «Элекснет» (совместная сеть устройств самообслуживания насчитывает более 10 тыс. банкоматов и терминалов) проанализировали поведение граждан в части использования наличных. Согласно ему, объем ежедневного снятия наличных в банкоматах достиг январских показателей, но пока ниже февраля на 16%.
В феврале по сравнению с январем объем снятия наличных вырос на 122%, в марте на фоне начала пандемии коронавируса он увеличился еще на 8% (в конце месяца уже начали действовать ограничения). В апреле, во время самых жестких ограничений передвижения граждан, сокращение составило 44% к марту. Первая положительная динамика, впрочем, появилась уже в мае — рост на 2%. В июне же объем снятия наличных увеличился уже на 36%. Похожая ситуация и на рынке самоинкассации (предприниматели сами вносят выручку в банк через терминалы и банкоматы).
Оборот по наличным в сфере самоинкассации и оплаты через терминальную сеть быстро восстанавливается.
«Оплата наличными для торговли выгоднее в силу себестоимости, даже несмотря на то что ЦБ вынудил платежные системы снизить тарифы на интернет-эквайринг по некоторым областям до 1%, себестоимость обработки наличных составляет 0,2–0,5%,— отмечает управляющий директор "Элекснет" Денис Майоров.— Наличные как инструмент расчетов продолжают пользоваться популярностью у населения, а рост объема по самоинкассации говорит о том, что не получилось глобально перенаправить физических лиц в безналичные каналы оплаты».
В ЦБ, который агитировал граждан в условиях пандемии не пользоваться наличными деньгами, “Ъ” заверили, что интерес пользователей к безналичным инструментам оплаты сохраняется. «Но мы не планировали и не планируем ограничивать оборот наличных денег и отказываться от наличных. Граждане должны иметь возможность самостоятельно выбирать»,— заверили там.
Банкиры по-разному оценивают восстановление спроса на наличность.
Так, в Альфа-банке “Ъ” сообщили, что «в июне наблюдают рост количества операций в банкоматах на 18% по сравнению с маем и апрелем». По словам исполнительного директора банка «Русский Стандарт» по развитию Елены Петровой, спрос на наличные восстанавливается, хотя и не быстро: «Если крупные торговые сети, средний и малый бизнес в обязательном порядке принимают карты к оплате, то микробизнес и самозанятые — пока реже». В Сбербанке утверждают, что, несмотря на небольшой подъем по сравнению с маем, в июне спрос на снятие наличных все еще ниже объемов прошлого года. Руководитель управления некредитных продуктов Райффайзенбанка Максим Степочкин с конца марта видит «устойчивое снижение спроса на операции по снятию наличных в банкоматах» и надеется, что «эти привычки останутся и после пандемии».
Независимые эксперты, впрочем, эти надежды не разделяют. «Спрос на наличные восстанавливается из-за снятия ограничений и увеличения объемов услуг, за которые идет наличный расчет,— отмечает главный инвестиционный стратег "БКС Брокер" Максим Шеин.— Далеко не все самозанятые спешат выйти в официальное поле». По мнению главы совета директоров АО «Кселл» Алексея Буянова, наличные предпочитают сами клиенты. «Причин для этого не так мало: банкноты надежны и не зависят ни от каких устройств, их невозможно отследить, на операции с наличными нет никаких лимитов и т. д.»,— отмечает он. Переход на безнал затормаживается рядом обстоятельств, полагает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов, и продавцы в ряде случаев выставляют такие условия, и для граждан наличные остаются привычным способом оплаты.
Общество нездорового потребления
Как изменилось поведение покупателей и продавцов во время пандемии