Госкомпании придержат прибыль
«Транснефть» и ОАО РЖД не могут выплатить дивиденды
«Транснефть» и ОАО РЖД не могут определиться с выплатой дивидендов за 2019 год из-за невыхода директивы правительства. Причина — в спорах о размере выплат: ОАО РЖД просит оставить всю прибыль на реализацию инвестпрограммы и выплатить дивиденды только на привилегированные акции, а «Транснефть» — выплатить нормативные дивиденды с рассрочкой на три года. Источники ожидают выхода директивы по «Транснефти» только в сентябре.
Ряд госкомпаний из-за отсутствия правительственной директивы по голосованию госпредставителей в совете директоров примут решение о выплате дивидендов за 2019 год с запозданием. Так, «Транснефть» 23 июня объявила, что проведет по этому вопросу заочное голосование после получения директивы. Совет директоров рассматривал вопрос о дивидендах 19 июня, но, как поясняет источник “Ъ”, близкий к правительству, из-за отсутствия директивы не смог принять решение. По его словам, она может быть утверждена в сентябре, так как госкомпаниям разрешили отложить собрания акционеров до этого срока из-за пандемии.
В самой компании “Ъ” пояснили, что совет директоров признал наилучшим вариантом выплату 50% нормализованной прибыли по МСФО за 2019 год, или 81 млрд руб., частями: около половины суммы сразу, а остальное — в течение трех лет.
В аппарате курирующего вице-премьера Юрия Борисова отказались от комментариев. Глава Минэнерго Александр Новак 24 июня подтвердил, что правительство обсуждает возможность отсрочки или снижения дивидендов «Транснефти», но окончательного решения нет. Само Минэнерго поддерживает рассрочку.
Александр Новак, министр энергетики и глава совета директоров «Транснефти», 24 июня
Мы поддерживали часть дивидендов рассрочить для того, чтобы сохранить инвестиционную программу «Транснефти» в полном объеме, но все равно правительство будет принимать решение исходя из текущей ситуации с бюджетом и возможностей
Похожая ситуация и у ОАО РЖД, давно настаивающего на освобождении его от выплаты дивидендов по обыкновенным акциям, причем не только на 2020 год, но и на весь период действия его долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года. Хотя такое допущение было утверждено правительством вместе с самой ДПР, впоследствии против выступил Минфин. На начало года правительство хотело от ОАО РЖД около 86 млрд руб. дивидендов в 2020 году (см. “Ъ” от 14 февраля). Но с учетом кризиса на мировых товарных рынках и пандемии власти вернулись к обсуждению вопроса, и Минтранс в апреле предлагал разрешить транспортным госкомпаниям оставлять прибыль на инвестпрограммы. В Минтрансе “Ъ” подтвердили, что придерживаются этой позиции в отношении ОАО РЖД. В самой монополии, Минэкономики и секретариате курирующего вице-премьера Андрея Белоусова комментариев “Ъ” не дали, в Минфине не ответили на запрос “Ъ”.
21 мая комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО РЖД принял решение о распределении 5% чистой прибыли, или 2,67 млрд руб.,— в резервный фонд, 2,98% от номинала привилегированных акций — на дивиденды от них (2,68 млрд руб.), а основную сумму — 48,12 млрд руб.— оставить в компании на финансирование инвестпрограммы. Но совет директоров так и не рассматривал этот вопрос, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, нет его и в повестке ближайших заседаний. Когда будет директива, говорят собеседники “Ъ”, пока неизвестно.
Директива должна быть издана к моменту проведения годового собрания, в повестку которого вносится вопрос о дивидендах, поясняет партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
Если же к этому моменту директивы не будет, то решение о распределении прибыли просто не может быть принято, отмечает юрист, что не мешает вынести его на повторное голосование в будущем.
У ОАО РЖД в 2019 году выход директивы уже задерживался: правительство обдумывало, согласиться ли на выплату дивидендов «натурой» (см. “Ъ” от 1 июля 2019 года). Но для монополии сроки непринципиальны, так как и обыкновенные, и привилегированные акции принадлежат государству. Что касается «Транснефти», то, по словам источников “Ъ”, дивиденды на префы будут выплачены сразу, иначе они станут голосующими, что изменит баланс сил в управлении компанией. По мнению Сергея Гарамиты из Райффайзенбанка, даже если правительство откажет в рассрочке, «Транснефть» сможет выплатить дивиденды, учитывая очень низкий чистый долг и свыше 300 млрд руб. на балансе. Более принципиальным для монополии является вопрос о снижении тарифов в два раза, который сейчас обсуждается в правительстве по просьбе главы «Роснефти» Игоря Сечина. По данным источников “Ъ”, совещание у Юрия Борисова по этой теме было назначено на 23 июня, но не состоялось.