Пограничное состояние
Спикер парламента Дагестана ответил на предложение чеченского коллеги об административной делимитации
Председатель Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидов ответил председателю парламента Чеченской Республики Магомеду Даудову, ранее предложившему возобновить работу по описанию границы между двумя республиками. Свое предложение господин Даудов изложил в социальной сети три недели назад, и тогда власти Дагестана никак на него не отреагировали.
Как сообщал “Ъ”, обращение парламента Чеченской Республики, адресованное главе Дагестана Владимиру Васильеву, было опубликовано в Instagram Магомеда Даудова 4 июня. Возобновить работу земельных комиссий по уточнению административной границы Чечни и Дагестана необходимо 6 июля 2020 года, заявил тогда господин Даудов.
В своем обращении к дагестанским властям чеченский спикер заявил, что «неурегулированность вопроса вокруг административной границы может повлечь негативные последствия», в том числе «проявления межнациональной розни». Господин Даудов отметил, что граница между республиками в ориентирном и графическом описании установлена и изменению не подлежит, речь сейчас идет о необходимости координатного описания линии размежевания.
«Чечня не претендует на территорию братской республики, но при этом будет отстаивать всеми законными способами свою территорию»,— заверил чеченский спикер.
Это обращение оставалось без ответа до минувшего вторника. 23 июня на сайте Народного собрания был опубликован ответ председателя парламента Хизри Шихсаидова, адресованный лично Магомеду Даудову.
Введение в 2019 году моратория на работы по внесению в ЕГРН сведений о границах между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа, фактически приостановило работу комиссий, созданных для описания границ, напомнил дагестанский спикер. «Завершению работы по описанию границы между нашими республиками в намеченные ранее сроки помешали и другие объективные обстоятельства,— пишет господин Шихсаидов.— Прежде всего это сложная санитарно-эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции как во всем мире, так и в Российской Федерации, субъектах Северо-Кавказского федерального округа и в Дагестане».
Сейчас в центре внимания органов власти находятся вопросы ликвидации последствий распространения эпидемии, пояснил председатель Народного собрания. Кроме того, идет подготовка к проведению общероссийского голосования по поправкам к Конституции РФ.
«Уверен, что завершение работы по описанию границы между нашими субъектами после проведения общероссийского голосования и стабилизации положения с пандемией коронавируса станет важной вехой в укреплении доверия и традиционной дружбы между нашими братскими народами»,— завершил свое послание председатель парламента Дагестана.
Как ранее сообщал “Ъ”, на чеченско-дагестанской административной границе есть ряд участков, вызывающих споры. Существующая граница была определена в 1959 году, вскоре после возвращения чеченцев и ингушей после сталинской депортации и восстановления упраздненной в 1944 году Чечено-Ингушской АССР. Окончательно линия границы между республиками была зафиксирована в 1965 году. В 1983 году граница уточнялась в связи с взаимной передачей небольших территорий в зоне соприкосновения Гумбетовского района Дагестана и Ножай-Юртовского района ЧИАССР. Речь в тех случаях шла об ориентирном и графическом описании границы, оставалось завершить координатное описании линии размежевания. С этой целью в 2015 году были созданы специальные комиссии в обеих республиках, но в 2019 году эта работа прервалась. В том же году летом возникла конфликтная ситуация, когда жители Кизлярского района Дагестана демонтировали установленные чеченской стороной дорожные указатели с обозначением административной границы между республиками.
Собравшимся на линии размежевания представителям двух республик удалось избежать стычки, но взаимные претензии остались.
В создании напряженности и срыве работ по размежеванию чеченская сторона тогда обвинила власти сопредельной территории. В мае этого года едва не вспыхнул конфликт на границе Гумбетовского района Дагестана и Ножай-Юртовского района Чечни, где чеченские землемеры установили колышки для последующего описания границы. Правда, власти сопредельных территорий утверждали, что разногласия преувеличены теми, кому «очень хочется нагнетать обстановку». Участки границы под Кизляром и в Гумбетовском районе не единственные, где возможен спор: например, Новолакский район Дагестана до депортации чеченцев в 1944 году относился к Чечено-Ингушетии, сейчас чеченцы составляют более четверти его населения и периодически ставят вопрос о пересмотре территориальной принадлежности муниципалитета.