«Людей не очень много, но достаточно»

Корреспонденты “Ъ” наблюдали за началом конституционного плебисцита

В восемь утра 25 июня избирательные участки открылись для предварительного голосования по конституционным поправкам, а чуть позже стартовало электронное голосование в Москве и Нижегородской области. Обе процедуры продлятся до 30 июня, после чего у тех, кто еще не проголосовал, но намерен это сделать, останется еще 1 июля — в этот последний день можно будет голосовать на участках и надомно. Передумавшие голосовать онлайн граждане могут сделать это классическим способом только 1 июля. Сложность порядка, предусмотренного для голосования в условиях угрозы коронавируса, в первый же день привела к недоразумениям. «Наша общая важнейшая задача — чтобы результаты общероссийского голосования были абсолютно достоверными, легитимными. Нельзя допускать никакой принудиловки, накрутки явки»,— напомнил в день начала голосования президент Владимир Путин. Корреспонденты “Ъ” пока не нашли признаков накрутки на участках, на которых побывали, но убедились, что не все идет так, как намечалось.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

«Сейчас народ пойдет!»

В Миассе под Челябинском участников голосования на участках привели в смятение термометры для дистанционного измерения температуры: «Моя температура оказалась 32,5 градуса,— сказал корреспонденту “Ъ” житель поселка Тургояк Андрей, голосовавший в школе №2.— Я спросил членов комиссии, что это значит, а они стали смеяться и измерять температуру друг другу: у кого-то термометр показал 30 градусов, у кого-то — 31. Пока я голосовал, термометр никто не заменил, а члены УИК шутили: мол, голосование только началось, а они уже остыли». По словам Андрея, веселое настроение не помешало всем членам комиссии строго соблюдать перчаточный и масочный режим и всем приходящим участникам в обязательном порядке дезинфицировать руки.

Термометр на миасском участке №204 в поселке Первомайский показал, что температура корреспондента “Ъ” 30,5 градуса.

Член УИК, проводившая измерение, была без маски и перчаток, дистанцию не соблюдала, бейджика с информацией на ней не было:

«Вы у нас первые сегодня. Почти». В прозрачной урне виднелся один бюллетень. На участке было пусто, но пока корреспондент “Ъ” голосовал, в помещение пришло руководство УИК и громко предупредило, чтобы все «надели маски и перчатки, ведь сейчас народ пойдет». Народ пока не шел, но до закрытия оставалось 11 часов, а до конца голосования — неделя.

Фотогалерея

Россияне пошли на поправки

Смотреть

«Есть целая организация, которая не признает существования России!»

Около девяти утра во двор белгородской хрущевки на Студенческой улице вошли несколько женщин в медицинских масках. На одной из них был полупрозрачный белый защитный халат. Это были члены УИК №154, которая работает в здании университета через дорогу. Посовещавшись, члены УИК разместились в устроенной жильцами дощатой беседке посреди двора, водрузив на табурет рядом со столом переносную пластиковую урну с гербом России и установив картонную ширму для обеспечения тайны голосования.

Через несколько минут возле беседки сформировалась очередь из десятка пенсионерок в халатах. Они держали в руках паспорта. «Обязательно надо проголосовать, по телевизору показали, что есть целая организация, которая не признает существования России!» — убеждала соседок одна из женщин. Те неуверенно кивали, поддерживая. Все было по-домашнему: дистанция не соблюдалась.

На белгородском избирательном участке №125 в 45-й школе корреспондент “Ъ” оказалась первым человеком, пришедшим голосовать. Около десяти утра вахтер и сотрудница полиции в вестибюле, похоже, не ждали гостей. Столы для приема голосующих пустовали. «Члены комиссии уехали на выездное, приходите после 15:00»,— сообщила вахтер, но на всякий случай позвонила директору школы. «Председатель комиссии, Людмила Ивановна, сама приедет через 15 минут»,— заверила она. Спустя четверть часа вахтер пригласила корреспондента “Ъ” в приемную директора и решительно попросила секретаря организовать голосование: «Директор разрешила». «Нет-нет, я этим заниматься не буду!» — замахала руками секретарь.

Это услышал проходивший мимо завхоз школы: «Проголосовать? Это мы сейчас устроим, делов-то!» — ухмыльнулся он в усы и пригласил корреспондента “Ъ” последовать за ним.

Замысел завхоза был нарушен директором и председателем УИК Людмилой Бугаевой: она буднично выдала корреспонденту бюллетень, шариковую ручку, защитную маску и перчатки и предложила бросить заполненный бюллетень в урну для выездного голосования, которая стояла на стационарной. «Для удобства людей мы объедем все дворы, чтоб люди не беспокоились и сами сюда не ходили»,— сказала директор. Масок ни на ком не было.

«Ношение масок — это рекомендация»

Ажиотажа на столичных участках в первый день конституционного плебисцита не наблюдалось. Противовирусный норматив «12 человек на участке в час» нигде не привел к появлению очереди. Например, на участках №239 и №240 корреспондент “Ъ” встретил буквально по паре избирателей пожилого возраста.

Сразу стало ясно, что картина широкого применения санитарных инструкций, нарисованная в памятках ЦИКа, не во всем совпадает с жизнью. При входе на участки действительно лежат маски и перчатки, можно обработать руки антисептиком. Перчатки есть разных размеров, и их предлагают взять про запас. Зато обещанные одноразовые ручки есть не везде. «Нам не дали. Вот только еще одна есть»,— объяснила “Ъ” член комиссии на участке 239. На другом участке председатель комиссии посетовал, что ручек у него только 150: если предположить, что сегодня к нему каждый час будет приходить по 12 участников голосования, то на завтра неиспользованных ручек останется 6.

Соблюдение дистанции между избирателями и членами комиссии тоже оказалось невыполнимой задачей. Как и во время обычных выборов, граждане садятся по другую сторону стола от членов комиссии и расписываются в списке участников голосования.

Масочный режим соблюдается на участках не строже, чем всюду в городе: где-то маска серьгой висит на ухе секретаря комиссии, где-то ее приспустил на подбородок участник голосования.

На участках, расположенных в школах, в глазах над масками явно читается нервное напряжение: школы одновременно готовятся к тестовому ЕГЭ 29 и 30 июня, а сразу за голосованием начнутся настоящие экзамены.

Глава московской УИК №140 Павел Клюенков рассказал “Ъ”, что на 13:30 на участке проголосовали 117 человек. За полчаса, пока корреспондент “Ъ” был на участке, голосовать пришли всего двое. Глава комиссии пояснил, что 21 человек проголосовал надомно, а из пришедших 26 проживают на территории участка, а 70 человек приписаны. На участке находились четверо членов комиссии: господин Клюенков пояснил, что только они согласились работать в течение шести дней предварительного голосования. Еще четверо, по его словам, отказались из опасения заболеть. Восемь членов комиссии готовы работать только 1 июля. Павел Клюенков заявил, что работающие на предварительном голосовании члены комиссии получат оплату за полтора дня работы, а не за шесть, и это, очевидно, не добавило желающих работать. Председатель рад, что надомным голосованием, на которое записаны 60 человек, занимаются еще два члена комиссии с правом решающего голоса и их труд отдельно оплачивается за счет МГИК.

Одноразовых ручек на участке не хватает: по словам главы комиссии, у управы на это денег не оказалось, но префектура буквально накануне голосования купила 3,6 тыс. ручек, из которых одной УИК доставалось 170. В итоге отдельными ручками обеспечиваются надомники, прочих участников ручка, как обычно, ждет в кабинках для голосования. Масок и перчаток хватает, они лежат наборами на входе в участок. Сами члены комиссии без масок, их носят только трое наблюдателей. Павел Клюенков пояснил, что УИК обеспечена даже халатами, но получила разъяснение, что их ношение — это рекомендация.

Несколько часов назад господин Клюенков прочитал в специальном чате сообщение секретаря Мосгоризбиркома о выдаче бюллетеня избирателю, зарегистрированному для онлайн-голосования. «Это административное правонарушение, председатель УИК, который это допустил, будет оштрафован»,— объяснил господин Клюенков. Практически сразу после этого на участок пришел молодой человек, фамилия которого значилась в списках на электронное голосование. Но проверка показала, что на голосование онлайн записан все-таки не он, а его брат-близнец, и бюллетень был выдан.

«Я закрою собой экран»

Электронное голосование по поправкам в Конституцию стартовало сегодня в Москве и Нижегородской области на специальном сайте 2020og.ru в десять утра, и уже в первый час работы не обошлось без накладок. Пользователи жаловались на сбои в работе сайта. Ситуацию сразу же прокомментировал глава московского штаба по наблюдению за голосованием Илья Массух: по его словам, пиковой нагрузки не выдержал сайт, но сама система электронного голосования работает штатно.

Член ЦИКа Антон Лопатин также заявил о пике нагрузки, «потому что жители Москвы и Нижегородской области сразу пошли голосовать».

Судя по социальным сетям, для многих в четверг стало сюрпризом, что для онлайн-голосования необходимо было зарегистрироваться, подав заявку не позднее 14:00 21 июня.

Экс-глава московского штаба по наблюдению за выборами, зампред Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов сообщил, что за первые два часа работы явка на электронное голосование достигла 10%. Напомним, в список электронных избирателей включены 1 051 155 человек в Москве и 139 571 человек в Нижегородской области. В тестировании системы 18–19 июня принял участие примерно каждый десятый из них.

Зампред Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов (в центре)

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

К реальному онлайн-голосованию интерес оказался выше, чем к тесту. Например, через 40 минут после его начала на заседании рабочей группы по подготовке конституционных поправок в Общественной палате глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров решил публично проголосовать со смартфона. Зампред ЦИКа Николай Булаев попытался остановить этот эксперимент, поскольку он шел несколько вразрез с тайной голосования. «Я при голосовании закрою собой экран»,— не сдался депутат и попросил помочь сидевшую рядом Наталью Касперскую. Их общие усилия не сразу увенчались успехом, но на пресс-подходе господин Макаров показал журналистам экран смартфона с надписью "Спасибо. Ваш голос учтен". Госпожа Касперская пояснила корреспонденту “Ъ”, что депутат пытался проголосовать через портал госуслуг, но система подвисла и депутат не сразу получил СМС для авторизации. В итоге госпожа Касперская помогла господину Макарову проголосовать на сайте elec.2020og.ru, авторизовавшись через mos.ru.

Не все члены рабочей группы по поправкам оказались готовы поддержать энтузиазм Андрея Макарова в части электронного голосования. Например, сопредседатель рабочей группы, глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил, что проголосовал в 8:10 на участке по месту жительства и лично убедился в его санитарной безопасности: «Это (участок.— “Ъ”) одно из самых безопасных мест с точки зрения санитарных требований в Москве». «Людей не очень много, но достаточно»,— охарактеризовала ситуацию на участках председатель организации «Волонтеров победы» Ольга Амельченкова, которая вышла на связь из УИК, где приступила к работе как наблюдатель.

«Самый безопасный способ — это дистанционное электронное голосование»,— сказал коллегам зампред ЦИКа Николай Булаев. В отличие от господина Клишаса, на заседание рабочей группы он пришел в маске. «У меня бюллетень на моем телефоне. Он будет находиться там еще 5 дней 9 часов 44 минуты 3 секунды. Я могу в любой из моментов времени проголосовать»,— не без гордости сказал зампред ЦИКа.

Ваш браузер не поддерживает видео

«Будто специально готовились сделать нам подарочек»

Господин Макаров признался, что до начала заседания он попытался проголосовать на своем участке по месту жительства, но бдительные члены УИК увидели пометку о регистрации для электронного голосования и не выдали ему бюллетень. Зато члену движения в защиту прав избирателей «Голос» Василию Вайсенбергу бюллетень, вопреки регистрации для онлайн-голосования, выдали. «Напротив моей фамилии стояла пометка ДЭГ (дистанционное электронное голосование.— “Ъ”). Я объяснил, что передумал голосовать электронно и хочу бумажный бюллетень. Меня подвели к дополнительному списку, предупредили об ответственности за двойное голосование и спокойно выдали бюллетень»,— написал господин Вайнсберг в Facebook. Он подчеркнул, что не собирается голосовать дважды. Позднее телеканал «Дождь» опубликовал новость об успешном голосовании журналиста Павла Лобкова на избирательном участке №141 на улице Фадеева, который благополучно опустил бюллетень в урну, а час спустя еще раз проголосовал онлайн. Позже стало известно, что председатель УИК №141 отстранен, а часть ящиков для голосования опечатана. Господин Массух заявил, что бюллетени для голосования на участках гражданам, зарегистрированным онлайн, выданы из-за невнятной инструкции ЦИКа, из которой, по мнению господина Массуха, не до конца ясно, что передумавшие голосовать онлайн могут изъявить свою волю классическим способом только 1 июля, но никак не в дни предварительного голосования.

В свою очередь, в Мосгоризбиркоме действия Павла Лобкова и Василия Вайсенберга назвали «умышленной провокацией для дискредитации действий комиссий».

«Такие действия человек может совершить только умышленно, зная, что он нарушает закон»,— сказал “Ъ” зампред МГИК Дмитрий Реут. Он напомнил, что двойное голосование подпадает под ст. 5.22 КоАП (незаконные выдача и получение бюллетеня для общероссийского голосования) и влечет штраф как для избирателя, так и для члена комиссии.

Официальный представитель общественного штаба по контролю и наблюдению за голосованием в Москве Александр Асафов призвал журналистов работать «внимательнее» с сообщениями о нарушениях и напомнил об ответственности за фейки. Алексей Венедиктов практически сразу же поблагодарил журналистов за публикацию «различных случаев и сбоев» и посоветовал «не принимать угрозы об административных нарушениях на свой счет».

Из тех же почти 90 тыс. избирателей, которым ЦИК отказал в электронном голосовании, апелляции, по данным на утро 25 июня, пока никто не подал, отметил секретарь территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования Алексей Спиваков.

Глава ЦИКа Элла Памфилова сообщила, что всего в списки участников общероссийского голосования включены более 108,5 млн россиян, из них 1,3 млн будут голосовать впервые. В организации голосования задействованы более 900 тыс. членов избирательных комиссий различного уровня. Информационно-справочный центр ЦИКа уже получил более 58 тыс. обращений от граждан с вопросами о проведении голосования, рассказала секретарь ЦИКа Майя Гришина. «К сожалению, есть и спам»,— отметила она.

Председатель ЦИКа Элла Памфилова

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

«На нас возложена почетная и в то же время сложная миссия — организация и проведение общероссийского голосования. Уверена, что мы с вами справимся с этой задачей»,— сказала госпожа Памфилова. Эпизоды с попытками двойного голосования она считает «провокациями»: «Будто специально готовились сделать нам подарочек, в кавычках, к открытию». После этого госпожа Памфилова удалилась, а ее заместитель Николай Булаев пообещал разобраться, почему господина Лобкова не вычеркнули из списков УИК. Вернувшись, Элла Памфилова заявила, что ЦИК «оперативно реагирует на меняющуюся ситуацию». Она напомнила, что голосование идет «по новым правилам», которые разрабатывались «для удобства, доступности и санитарно-эпидемиологической безопасности граждан». «Рекомендации (выработанные ЦИКом и Роспотребнадзором.— “Ъ”) исполняются в полном объеме. Запасы средств индивидуальной защиты сформированы в полном объеме»,— сказала глава Роспотребнадзора Анна Попова.

Елена Рожкова, Ангелина Галанина, Андрей Винокуров, Владимир Хейфец, Мария Литвинова, Мария Старикова, Ксения Веретенникова

206 поправок в Конституцию за 4 минуты

Обнуление, бог, брак и другие изменения, о которых не сообщается в бюллетене

Читать далее

Вся лента