Контейнеры ищут место в полувагонах
ОАО РЖД испытывает новые способы креплений
ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.
ОАО РЖД 25 июня начало испытания размещения и крепления крупнотоннажных контейнеров в полувагонах, следует из телеграммы заместителя начальника ЦФТО РЖД Дмитрия Гороха (есть у “Ъ”). Испытания будут проводиться до 3 июля на Приволжской железной дороге.
В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что речь идет о дополнительных испытаниях, касающихся импортных и транзитных перевозок контейнеров в полувагонах.
«Такие перевозки в настоящее время возможны для грузоотправителей из других стран,— говорят в монополии.— За январь—май по сети ОАО РЖД таким образом проследовало 665 транзитных контейнеров и прибыло на территорию России 804 импортных». Цель испытаний, уточнили в ОАО РЖД, проверка новых видов креплений, применяемых за рубежом для крепления контейнеров внутри вагона, на предмет их соответствия российским требованиям безопасности. «Вопрос о предоставлении возможности внутренних перевозок контейнеров в полувагонах требует дополнительного обсуждения с учетом мнения всех заинтересованных сторон, исходя не только из требований безопасности, но и из технологических и экономических аспектов»,— уточняют в монополии.
Хотя перевозка контейнеров в полувагонах разрешена Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), на сети ОАО РЖД для российских грузоотправителей ее запретили в конце 2014 года.
Тогда местные технические условия, разрешающие такую перевозку, были отменены как недостаточно безопасные. С тех пор вопрос о снятии запрета поднимался не раз. Но ситуация изменилась лишь после того, как ОАО РЖД продало «Трансконтейнер», крупнейшего контейнерного перевозчика, группе «Дело» в ноябре 2019 года.
Владелец Первой грузовой компании Владимир Лисин 15 июня предложил вернуться к перевозкам контейнеров в полувагонах, говоря, что сейчас на фоне слабой конъюнктуры и профицита парка в отстое находится 100 тыс. вагонов, а так они будут вовлечены в оборот. Неожиданно глава ОАО РЖД Олег Белозеров «на 99% поддержал» такую инициативу.
Для существующего рынка контейнерных перевозок, участники которого массово закупились недешевыми фитинговыми платформами и перестроили свои логистические цепочки, это решение может стать серьезным ударом. Ставка на полувагоны резко упала за последний год, а фитинговые платформы все еще в дефиците. Более того, типовые полувагоны, которые идут на Дальний Восток, обратно возвращаются порожними и ради обратной загрузки могут снижать ставки. По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, текущая ставка на 40-футовые фитинговые платформы — около 1,4 тыс. руб. в сутки, на 80-футовые — 1,6 тыс. руб., а на полувагоны она уже опустилась до 700–800 руб.
По словам источника “Ъ” на рынке, снятие запрета на погрузку контейнеров в полувагоны сразу же кратно увеличит время обработки контейнерных грузов.
По его словам, эта идея «сейчас предлагается в качестве временной, в своем роде антикризисной меры для урегулирования проблемы с простаивающим парком», кардинально эту проблему решить она не поможет, но при этом максимально ухудшит положение контейнерных операторов. Другой собеседник “Ъ” оценивает инициативу иначе и напоминает, что в рамках СМГС контейнеры в полувагонах уже сейчас перевозятся по территориям 24 стран в соответствии с международными отраслевыми нормами безопасности. Снятие запрета никак не противоречит отечественным стандартам и ГОСТам, говорит он, и позволит снизить нагрузку на инфраструктуру ОАО РЖД в целом.
По мнению Михаила Бурмистрова, перевозка контейнеров в полувагонах ограничится частными случаями: их долго загружать, очень нетехнологично крепить по сравнению с формированием контейнерных поездов. Разрешение не обернется катастрофой для рынка, полагает он, хотя и создаст риски повреждения груза при переориентации на полувагоны.