Газ берут ООПТом
«Роснефть» претендует на участки на особо охраняемой природной территории
Планы «Роснефти» по расширению ресурсной базы проекта «Восток Ойл» могут столкнуться с трудностями. Как стало известно “Ъ”, три газовых участка в Красноярском крае, которые глава «Роснефти» Игорь Сечин просил правительство разыграть на аукционе, частично расположены на особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Бреховские острова». Впрочем, в прошлом году «Роснефть» с согласия властей Красноярского края уже получила расположенный там же Западно-Иркинский участок.
По данным “Ъ”, «Роснефть» может столкнуться с трудностями при получении лицензий на Турковский (включает Ушаковское месторождение), Дерябинский участки и участок недр, включающий Казанцевское месторождение в Красноярском крае. В апреле глава нефтекомпании Игорь Сечин попросил премьера Михаила Мишустина выставить эти участки на аукцион со специальными условиями.
Они расположены в Усть-Енисейском районе Красноярского края, в нижнем течении Енисея. Суммарные извлекаемые запасы газа по категориям C1, C2 — 128 млрд кубометров.
Как следует из майского письма (копия есть у “Ъ”) главы Минприроды Дмитрия Кобылкина к вице-премьеру Виктории Абрамченко (курирует недропользование), необходимые «Роснефти» газовые участки для пополнения ресурсной базы «Восток Ойла» (совместный проект «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова) частично расположены в границах ООПТ регионального значения «Бреховские острова».
Как правило, промышленная деятельность в ООПТ запрещена, однако есть и исключения.
Так, несмотря на возражения экологов, Минприроды по согласованию с властями Красноярского края в прошлом году выдало «Роснефти» лицензию на Западно-Иркинский участок, который также частично расположен на территории «Бреховских островов». Западно-Иркинский участок граничит с Пайяхским месторождением «Нефтегазхолдинга» (НГХ), на их базе НГХ и «Роснефть» могут создать СП по проекту «Восток Ойл».
Господин Кобылкин в письме сообщает, что Роснедра направили запрос губернатору Красноярского края Александру Уссу о возможности разработки участков. В правительстве Красноярского края отказались от комментариев, сославшись на то, что вопрос относится к ведению Минприроды. С учетом более пристального внимания к теме экологии после ЧП с разливом топлива в Норильске согласовать получение участков, вероятно, будет сложнее, считает один из собеседников “Ъ” в отрасли.
В «Роснефти», Минприроды, секретариате вице-премьера Виктории Абрамченко “Ъ” не предоставили комментариев.
Заказник «Бреховские острова» в 1994 году был включен в список водно-болотных угодий международного значения, которые охраняются Рамсарской конвенцией, поясняет эксперт «Гринписа России» по ООПТ Михаил Крейндлин. «Из краснокнижных видов там обитают белоклювая гагара, орлан-белохвост, сапсан, малый лебедь, краснозобая казарка и гусь пискулька. Но это место массового гнездования не только редких птиц, но и многих других водоплавающих. Даже просто работы по созданию инфраструктуры, большое количество техники — уже фактор шума, который будет тревожить птиц. Понятное дело, что основная часть строительных работ будет вестись летом, то есть во время гнездового периода. Острова — один из ключевых участков для этих видов, а массового гнездования птиц не бывает рядом с промышленностью»,— говорит он. По мнению Михаила Крейндлина, «эти виды птиц не исчезнут полностью, но их популяции в тех местах будут под серьезным ударом».
В апрельском письме в Белый дом Игорь Сечин предложил провести аукцион на эти участки с особыми условиями. В том числе претендент обязан иметь другие добывающие активы в регионе, а также в будущем должен будет транспортировать добытый газ по Севморпути на газовозах российской постройки. «Роснефть» планирует строить такие суда на верфи «Звезда».
Учитывая планы по строительству инфраструктуры «Восток Ойла», особые условия сделают «Роснефть» фактически единственным интересантом.
«Требование о наличии у претендентов действующих проектов в регионе является ограничением конкуренции на торгах»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе ФАС.
Собеседники “Ъ” полагают, что «Роснефть» тем самым пытается получить право экспорта СПГ — сейчас по закону компания может экспортировать газ в этой форме только с шельфовых месторождений. Пока «Роснефть», несмотря на громко заявлявшиеся планы по проектам «Печора СПГ» и «Дальневосточный СПГ», ни одного такого проекта не сделала.
По словам главы консультационного центра «Гекон» Михаила Григорьева, «Роснефть» проводит планомерное расширение ресурсной базы «Восток Ойла»: только в апреле предприятия компании, ведущие добычу в Ванкорском кластере, получили для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений, десять новых лицензионных участков. Месторождения Ванкорской группы содержат значительное количество газа, его прирост ожидается и на новых участках, поэтому целесообразно создание единой нефтегазотранспортной системы с прокладкой трубопроводов в общем технологическом коридоре на терминал в бухте Север, замечает он. По его мнению, получение «Роснефтью» разрешения на экспорт СПГ целесообразно, поскольку это позволит наиболее эффективно монетизировать ресурсный потенциал низовьев Енисея.