Байкальский зуб — американские корни
Доисторический мальчик связал два континента
Сибирские археологи из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН вместе с коллегами из Института эволюционной антропологии Макса Планка исследовали коллекцию с раскопок 1970-х годов. Среди нескольких тысяч артефактов они обнаружили молочный зуб из верхней челюсти Homo sapiens. Владельцем зуба был мальчик 11–13 лет, который жил неподалеку от озера Байкал 14 тыс. лет назад и, как выяснили генетики, имел общие генетические черты с аборигенным (индейским) населением Америки.
— Коллекция со стоянки Усть-Кяхта-3 долгие годы не была полностью описана и введена в научный оборот, что иногда случается с массовыми материалами, когда их оказывается на порядки больше, чем человеческих и временных ресурсов для их обработки,— сообщила научный сотрудник отдела археологии каменного века ИАЭТ СО РАН кандидат исторических наук Галина Павленок.— Эта коллекция, нетипичная для региона своей огромной насыщенностью артефактами, легла в основу моей диссертационной работы. В коллекции десятки тысяч каменных изделий эпохи финала палеолита, а также редкие костяные орудия и персональные украшения: бусины из скорлупы яиц страуса, которые археологи регулярно находят и на Алтае, и в Монголии, и в Прибайкалье.
Детальная реконструкция технологии обработки камня, которая применялась обитателями стоянки, а также анализ стилистических особенностей изготовления орудий из кости и бусин позволили исследователю предположить, что поселение было оставлено представителями так называемой селенгинской культуры.
У нее местные корни. Культуры схожего облика существовали в Байкальском регионе еще 20 тыс. лет назад. Но глобальные преисторические реконструкции всегда вводятся в научный оборот с большой осторожностью и многочисленными оговорками, поскольку никто не может знать причины схожих черт в материальной культуре древних людей. Они могут быть заимствованы у ближайших и не очень близких соседей, а могут развиваться похожим образом как результат адаптации людей к местному природному и климатическому окружению. В редких случаях, когда археологам удается найти научные подтверждения преисторическим реконструкциям благодаря сотрудничеству с антропологами или генетиками, в международных высокорейтинговых журналах выходят резонансные публикации, которые привлекают внимание всех исследователей древнейшей истории.
Обнаруженный в коллекции Усть-Кяхты-3 антропологический материал (зуб) — первый для всей плейстоценовой эпохи Забайкалья — помог увидеть за каменными изделиями человека и подтвердить ранее сделанный вывод о местном происхождении этого древнего коллектива, рассказывает Галина Павленок. Первым шагом в изучении останков человека стало заключение специалиста-антрополога — сотрудницы Кунсткамеры Алисы Зубовой. Она обнаружила некоторое сходство молочного зуба с аналогичными зубами Homo sapiens со знаменитой стоянки Мальта в Прибайкалье, где были найдены антропологические останки и большой комплекс предметов древнего искусства.
За последние три года ученым удалось исследовать найденный молочный зуб в сотрудничестве с немецкими генетиками. Их заключение также показало, что генофонд образца с Усть-Кяхты-3 состоял примерно на 30% из генов древних северо-евразийских предков (гаплогруппа С), представленных в образце палеолитического человека с Афонтовой горы, и примерно на 70% из восточноазиатских предков, найденных в России, на Дальнем Востоке и в Северо-Восточном Китае. Примерно пять лет назад несколькими командами генетиков было доказано, что генетический компонент гаплогруппы С был распространен в Северной Евразии в период верхнего палеолита и оказал существенное влияние на современное европейское, сибирское и самое интригующее — на древнее индейское население Североамериканского континента. Интересным заключением также стал тот факт, что человек с Усть-Кяхты-3 внес свой вклад в генофонд охотников-собирателей раннего неолита и раннего бронзового века Прибайкалья.
Кроме палеолитического зуба в базу исследования вошли останки более поздних обитателей Прибайкалья, живших на этой территории в эпоху бронзы. Всего генетическим анализам подвергли останки 19 древних людей.
Руководитель палеогенетической лаборатории междисциплинарного сектора Института цитологии и генетики СО РАН и Института археологии и этнографии СО РАН Александр Пилипенко заметил, что генетические результаты о разновременных группах населения Сибири не впервые рассматриваются в свете проблемы происхождения коренного населения Америки:
— Полученные результаты подтверждают предыдущие данные о сибирских корнях американских аборигенов. Эта точка зрения, высказанная генетиками впервые еще по результатам исследования современных коренных популяций различных районов Сибири, находит все новые и новые подтверждения, обрастает многочисленными деталями. Новые результаты говорят, что носители генетических компонентов, которые легли в основу генофонда коренного населения Америки, в верхнем палеолите были очень широко распространены в Сибири. Получается, что новая работа расширила географические рамки, в которых можно искать предков первых переселенцев в Америку.
У двух из 19 людей, чьи останки прошли генетический анализ, обнаружилась ДНК чумы (Yersinia pestis). Удивительно, но штаммы Y. pestis, которые носила эта пара, тесно связаны с штаммом, идентифицированным у человека из Балтийского региона Северо-Восточной Европы того же периода. Отныне Байкальский регион — самая восточная географическая точка, в которой доказано присутствие возбудителя чумы в эпоху ранней бронзы. Возможность передачи возбудителей чумы на огромные расстояния еще раз свидетельствует о высокой мобильности населения Евразии в эпоху ранней бронзы.