Естественный гибрид
1957 Borgward Isabella Coupe
Начинать восхищаться автомобилем Borgward Isabella Coupe лучше при взгляде в профиль, когда больше всего заметна его разница с седаном – длинный капот, маленькая кабина, как у самолета-истребителя, и совсем уже длинный, ломающий все пропорции багажник. И глубокий черный цвет с белыми бортами покрышек.
Купе не столько тип кузова, сколько стиль жизни его владельца, попытка уйти от практичности и повседневности седанов. Сейчас это отдельный класс автомобилей и его создают почти заново – короткая база, небольшие габариты, сильный наклон ветрового стекла, низкая крыша, маленький багажник… Что-то с уходом в спортивный стиль. Глядя на Borgward Isabella Coupe, понимаешь, что до таких времен еще далеко, а перед глазами просто большой автомобиль, но только для двоих.
Как и многие автомобильные марки, Borgward – это фамилия отца-основателя. Вот он, Карл Боргвард на фотографии пятидесятых годов – типичный западный капиталист в идеально сидящем на плотной фигуре костюме и с неизменной сигарой с мундштуком в руке, кажется, что с ней он не расставался никогда. Наверное, только такой ценитель жизни мог создать шедевр под названием Borgward Isabella Coupe.
Биография капиталиста с сигарой изобиловала крутыми поворотами судьбы. Начинал Карл Боргвард в двадцатые годы с производства грузовиков, хорошо поднялся при национал-социалистах на военных заказах, после войны, как и положено, за сотрудничество с ними отсидел свое, вернулся на родной завод и продолжил вести дела. Вел он их настолько хорошо, что даже в тяжелые послевоенные времена выпускал автомобили нескольких марок – Goliath, Lloyd и Borgward Hansa. Под первыми двумя выпускались небольшие грузовички и микроавтомобили, пользующиеся хорошим спросом в проигравшей войну Германии, а вот собственную фамилию Карл Боргвард ставил на большие грузовики и легковые модели среднего класса.
В 1949 году начался выпуск Borgward Hansa 1500, а спустя пять лет появилась следующая модель с собственным именем – Borgward Isabella. Поначалу это были четырех- и двухдверные седаны, кабриолеты и универсалы, и только в 1957 году Карл Боргвард представил миру Borgward Isabella Coupe.
Крыша над головой
«Просто назовите ее „Изабелла"», – ответил Карл Боргвард на вопрос об имени для прототипа будущей модели. Для Германии звучало как-то необычно, как имя голливудской актрисы. А ведь могли назвать Neuer Hansa 1500 – «Новая Ханза». Впрочем, с названием было все не так просто. Жену Карла Боргварда звали Элизабет, а Изабелла – это вариант имени Елизавета. Именно для Элизабет Боргвард в 1956 году в единственном экземпляре построили купе на базе Borgward Isabella, но оно оказалось настолько удачным и привлекательным, что его сделали серийным.
К слову, если долго вглядываться в черные округлые бока Borgward Isabella Coupe, так напоминающие вино в бокале, то на ум придут и другие ассоциации, и не только с Голливудом и женой Карла, а еще и с виноградом „изабелла". В словарях про него написано, что это «американский сорт винограда, естественный гибрид». Точно так же можно сказать и про Borgward Isabella Coupe – автомобиль с американским дизайном в европейских размерах. Кстати, в качестве опции на купе можно было поставить на задние крылья длинные и острые «плавники», чтобы было совсем как у «Кадиллака».
В стиле заокеанских моделей выполнен и интерьер с массивным козырьком над приборной панелью во всю ширину салона. Но есть в нем и европейское изящество – тоненькие хромированные молдинги, красивые шкалы приборов с приятными глазу шрифтами и фоном, миниатюрный радиоприемник, конечно же, марки Blaupunkt и самая заметная деталь – пульт с кнопками самого разного назначения. Кажется, его подсмотрели на радиоле – это даже не кнопки, а клавиши, ведающие включением и выключением фар, подфарников, габаритов, освещения приборов, стеклоочистителя и вентилятора отопителя. Красиво и необычно – вряд ли встретишь такой же пульт в других моделях тех лет.
Купе двухместное, но сзади есть небольшой диванчик, куда можно посадить еще одного пассажира, а лучше поставить корзинку с вином и закуской. Над головой – мягкая крыша, которую можно сдвинуть назад, отщелкнув массивной ручкой замок. О том, что крыша не железная, кроме этой ручки, внутри ничего не напоминает – на потолке везде светлая обивка, а не темная ткань тента. Такой вот «люк» образца 1957 года.
Есть такая буква
Заводится Borgward Isabella Coupe поворотом ключа при вытащенном рычажке дроссельной заслонки, которую после запуска надо было закрыть. Здесь Америка заканчивается, начинается Европа: нет никаких автоматических коробок и усилителей руля, а есть педаль сцепления и собственные силы. Впрочем, рычаг переключения передач Карл Боргвард поставил на рулевую колонку по типу американских автомобилей. К его алгоритму надо еще привыкнуть: первая передача – на себя и вверх, вторая – на себя и вниз, третья – от себя и вверх, четвертая – от себя и вниз. Задняя передача включается вытягиванием рычажка и перемещением его наверх. Как на любом «Мерседесе» тех лет.
В движении перед глазами маячит надкапотный гребень в виде буквы B и фонари поворотников, что несколько непривычно после современных автомобилей, где капот совершенно пустой. Руль хоть и без усилителя, но крутить его легко, а держать тонкий светлый обод даже приятно. Обзорность с водительского места – удивительная, во многом благодаря высокой посадке: Borgward Isabella Coupe создали на базе седана путем сокращения салона с четырех до двухместного и не более того, оставив при этом высоту посадки как была, а еще сделав большое остекление с высокими оконными проемами.
Возможно, поэтому купе «старой школы» намного лучше, чем современное. Проявляется это даже случайно и в мелочах. Так, настраивая маленькое кругленькое зеркальце на левой двери, невольно начинаешь любоваться в него, как красив изгиб боковины перед задним крылом, а при движении буква B на капоте переливается солнечными бликами.
Наверное, такую же радость испытал и первый владелец этого купе в 1957 году. Для Германии тех лет Borgward Isabella Coupe был очень заметным явлением, настолько заметным, что начинал раздражать конкурентов. Против Карла Боргварда началась кампания в прессе, дела пошли на спад, сам он погряз в долгах, а в 1961 году его предприятие объявили банкротом. Он отошел от дел и умер два года спустя. Сейчас Borgward усилиями его внука Кристиана переживает реинкарнацию. Плохо это или хорошо – неизвестно, но, по крайней мере, владельцу Borgward Isabella Coupe не придется рассказывать всем любопытствующим, что была когда-то такая марка.