Зумеры оказались здоровее и оптимистичнее миллениалов
Deloitte провела сравнительное исследование двух поколений
Консалтинговая компания Deloitte выпустила ежегодный отчет Millennial Survey, который в нынешнем году включил не только опрос миллениалов, но и представителей поколения Z (зумеры). В мире миллениалов и зумеров объединяет тревога за экологию и проблемы климата. В России же поколение Z тревожит коррупция в бизнесе и политике, а миллениалы больше боятся за свое здоровье. При этом зумеры и в России, и в мире испытывают больше оптимизма в отношении будущего, чем миллениалы.
Аудиторско-консалтинговая компания Deloitte представила результаты исследования Millennial Survey 2020, в котором анализируются настроения поколения Y/миллениалов — людей, родившихся с 1981 по 1995 год. Компания считает, что изучение настроений среди различных поколений помогает бизнесу и специалистам рынка труда лучше понимать их потребности, пути дальнейшего развития и находить больше точек соприкосновения с представителями того или иного поколения. В нынешнем исследовании впервые содержатся результаты опроса более молодого поколения — Z/зумеров, то есть рожденных с 1996 по 2002 год (по другим версиям, до 2005 года). Представители этого поколения уже начали работать и активно потреблять, либо в самое ближайшее время начнут это делать.
В нынешнем исследовании приняли участие 18,5 тыс. представителей поколения Y и Z из 43 стран, включая 577 человек из России. Респондентам задавали вопросы об их отношении к финансам, работе, бизнесу, о взглядах на мир, главных тревогах и ожиданиях на будущее.
Отвечая на вопрос, часто ли вы испытываете такие состояния, как тревога, волнение и стресс, утвердительно ответили 33% российских миллениалов и 40% зумеров.
Среди их зарубежных сверстников таких оказалось больше — 44% и 48% соответственно. Говоря о причинах своих волнений и тревог, российские миллениалы поставили на первое место озабоченность своим здоровьем (40%), на второе — проблему неравенства и распределения доходов (30%), на третье — коррупцию в бизнесе и политике (28%). В то же время российские представители поколения Z поставили на первое место в списке своих тревог проблему коррупции (32%), на второе место проблему безработицы (28%), а на третье место — преступность и личную безопасность (26%). Зарубежных миллениалов больше всего тревожат такие проблемы, как изменение климата и защита окружающей среды, преступность и личная безопасность, безработица. На первом месте причины тревог зарубежных зумеров находится изменение климата и защита окружающей среды, на втором месте — безработица, а на третьем месте — проблема сексуального насилия.
При этом опрошенные представители поколения Z, как в России, так и в мире, оказались оптимистичнее представителей поколения Y. На вопрос, думаете ли вы, что будете счастливее своих родителей, утвердительно ответили 29% российских зумеров (в мире 28%) и 22% российских миллениалов (в мире 26%), а отрицательно — 40% российских зумеров и 48% российских миллениалов (в мире — 43% и 45% соответственно).
Зумеры также оказались оптимистичнее, отвечая на вопрос, считаете ли вы, что в ближайшие 12 месяцев ваше финансовое положение улучшится. Среди российских представителей поколения Z утвердительно ответили 43%, среди мировых — 45%. Среди российских миллениалов такой оптимизм испытывает лишь 36%, а среди мировых чуть больше — 42%.
Довольно существенные отличия выявились среди двух поколений и по их отношению к работе и бизнесу. Если в прошлом году 57% опрошенных миллениалов в России заявили, что они намерены сменить работу в ближайшие два года, то в нынешнем году таких оказалось 36%, а среди зумеров — 53%. При этом в прошлом году лишь 23% российских миллениалов планировали проработать на текущем месте больше пяти лет, а в нынешнем году — уже 32%. Среди российских зумеров таких оказалось всего 14%.
Отвечая на вопрос, что повлияло на ваше решение прекратить / начать взаимоотношения с тем или иным бизнесом, российские миллениалы чаще всего ставили на первое место такой фактор, как «соотношение оплаты труда руководителям по сравнению с остальными сотрудниками» — 43/46%. На втором месте у российских миллениалов оказался фактор «влияние продукции или услуг бизнеса на окружающую среду» — 26/23%, на третьем месте — способность защищать персональную информацию — 24/26%.
Меньше всего российских миллениалов волнуют такие факторы, как «позиция руководства компании по общественно-политическим вопросам» — 9/9% и «уровень выплачиваемых компанией налогов по отношению к ее доходам» — 7/16%.
Российские зумеры на первое место также поставили фактор «соотношение оплаты труда руководителям по сравнению с остальными сотрудниками», однако доля таких оказалась заметно меньше — 28/29%. За этим фактором так же, как и у миллениалов, идет «влияние продукции или услуг бизнеса на окружающую среду» — 26/26%, а на третьем месте по значимости, в отличие от миллениалов, «позиция руководства компании по общественно-политическим вопросам» — 24/9%. Меньше всего российских зумеров в их отношении с тем или иным бизнесом волнуют такие факторы, как «деятельность и результаты бизнеса в области этнокультурного разнообразия и инклюзивности» — 13/16%.