Мишеля Платини вернули к старому
Экс-президент UEFA стал подозреваемым в совершении преступления
Бывший президент Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA) Мишель Платини стал, как сообщила прокуратура Швейцарии, подозреваемым в соучастии в подлоге, незаконном присвоении и преступной халатности. Господин Платини проходит по делу еще одного бывшего топ-функционера, экс-президента Международной федерации футбола (FIFA) 84-летнего Зеппа Блаттера. В списке претензий к последнему — выплата Мишелю Платини в 2011 году $2 млн, на получение которых француз не имел права. Отметим, что и Мишель Платини, и Зепп Блаттер получили за свои действия длительные дисквалификации и лишились занимаемых постов. Но история с $2 млн, ставшая краеугольным камнем грандиозного коррупционного скандала, поразившего мировой футбол пять лет назад, никак их не отпускает.
Прокуратура Швейцарии, ведущая расследование в отношении бывшего президента FIFA Зеппа Блаттера, подозреваемого в нескольких эпизодах коррупционных деяний, сообщила, что в деле появился новый фигурант. Речь об экс-президенте UEFA Мишеле Платини. Власти уведомили его о том, что отныне он официально проходит по делу в качестве подозреваемого. Господину Платини вменяется соучастие в подлоге, незаконном присвоении средств и преступной халатности.
В основу подозрений легла история, ставшая достоянием общественности еще в 2015 году, когда в мировом футболе разразился громкий коррупционный скандал. Тогда в результате силовой операции был арестован целый ряд высокопоставленных функционеров FIFA. Вскоре Зепп Блаттер, возглавлявший FIFA с 1998 года, потерял пост и был отстранен от деятельности, связанной с футболом, на восемь лет (позже срок отстранения уменьшили на два года). Лишился поста президента UEFA и Мишель Платини. Он был уличен в получении от FIFA 2 млн швейцарских франков (около $2 млн) незаконных выплат.
Как следует из материалов, обнародованных еще в 2017 году Спортивным арбитражным судом (CAS), в котором господин Блаттер безуспешно пытался оспорить свою дисквалификацию, в 1999 году, когда он пригласил Мишеля Платини на должность советника (он занимал ее до 2002 года), стороны решили, что зарплата последнего должна составлять 1 млн франков в год. Однако контракт был подписан лишь на 300 тыс. франков в год, якобы чтобы избежать ситуации, при которой оклад советника президента будет выше, чем зарплата генерального секретаря FIFA. Мишель Платини не вспоминал о том, что FIFA должна ему, вплоть до 2010 года. Но после того как ему стало известно, что два высокопоставленных функционера FIFA Жером Шампань и Урс Линци получили миллионные «золотые парашюты» при увольнении, он потребовал денег. Примечательно, что он попросил только 2 млн франков, хотя, если исходить из того, что ему недоплачивали по 700 тыс. франков на протяжении четырех лет, размер задолженности составлял 2,8 млн франков. Сам Мишель Платини объяснял такие разночтения забывчивостью. Деньги были ему выплачены по личному распоряжению Зеппа Блаттера. Подозрительно это выглядело и потому, что выплата случилась вскоре после того, как Блаттер переизбрался на очередной срок, а Платини, считавшийся его сильнейшим конкурентом, снялся с выборов.
Сам Мишель Платини, уже отбывший дисквалификацию (назначенный ему восьмилетний срок позже был сокращен вдвое), отреагировал на смену своего статуса в расследовании заявлением о том, что «полностью уверен в швейцарском правосудии и вновь безмятежно вручает себя ему в руки». Он также сказал, что считает вполне возможным, что «FIFA будет преследовать его с целью недопущения его возвращения к футбольной деятельности». FIFA, действительно, настаивает на продолжении расследования как минимум в отношении Зеппа Блаттера (помимо эпизода с участием господина Платини он подозревается также в незаконных выплатах футбольной ассоциации Тринидада и Тобаго, которой руководил скандально известный вице-президент FIFA Джек Уорнер) и выражает готовность добиваться наказания виновных.
Отметим, что Мишель Платини уже наверняка привык к тому, что является фигурантом того или иного судебного процесса или слушания в дисциплинарном органе. За последние пять лет он успел предстать перед комитетом по этике FIFA, CAS, Европейским судом по правам человека.