Москва открыла пассажирскую навигацию
Какие меры примут на теплоходах для защиты пассажиров от коронавируса
В России начинается сезон круизов. Крупные компании в эти выходные возобновляют речные прогулки на теплоходах из Москвы. Участники рынка в беседе с “Ъ FM” отметили, навигация началась взрывным спросом на ближайшие даты мест почти не осталось. Какие маршруты вызывают наибольший интерес? И что будет с пассажиром, у которого во время круиза найдут коронавирус? Об этом — Владимир Расулов и Ольга Сергиенко.
Получить размещение и обслуживание как в отеле, изучить десятки городов, причаливая каждый день в новом месте, а потом снова возвращаться к развлечениям на палубе. Все это вновь стало доступно с открытием круизной навигации в стране. Опрошенные “Ъ FM” владельцы компаний, которые организуют путешествия на теплоходах, отмечают: сейчас клиенты из Москвы в основном интересуются маршрутами на уикенд. Отчасти спрос на короткое речное путешествие обусловлен желанием ненадолго сбежать от столичной жары. Кроме того из-за ситуации с коронавирусом, многие, не готовы слишком долго контактировать с другими пассажирами на одном судне, объясняет гендиректор круизной компании «Инфофлот» Александр Сахаров. Но, несмотря на это, на ближайшие два-три рейса каюты повышенного комфорта почти полностью забиты.
«Первая экскурсия выходного дня продана под ноль. При этом пользуются спросом и длительные круизы, допустим, Москва — Петербург, очень популярны пятидневые, в тот же Ярославль, в Кострому.
В стандартных круизах места еще пока есть. Те, у кого туры были отменены, есть возможность этим туром воспользоваться, как на эту навигацию, так и на следующую.
Поскольку у нас физически нет достаточного количества мест, чтобы всех в этом году откатать, плюс у нас еще есть новые туристы, кто быстрее решение принимает, тот и ездит. На больших теплоходах на верхние палубы, в каюты с балконами, спрос весьма значительный, на ближайшие 2-3 рейса все продано», — рассказал Александр Сахаров.
Правда, к началу навигации оказались готовы не все регионы. Компаниям из-за пандемии пришлось скорректировать маршруты, но клиентов это не смущает, добавляет заместитель гендиректора по развитию «ВодоходЪ» Илья Суховольский: «Спрос на круизы, действительно, подрос. Будет, скорее всего, на уровне прошлого года. Спрос есть на направление осенью, новые круизы по Азовскому морю, по Волге до Астрахани. Корректировка маршрута, конечно, возможна. Какие-то пункты мы будем пропускать, какие-то пункты мы будем менять экскурсионную программу на берегу, стараемся держать цены».
Особенность этого летнего сезона для представителей бизнеса такая — меры профилактики COVID-19 стоит учитывать, но при этом не превращать обещанный комфорт для туристов в пребывание в больничной палате. И все же, отдых на палубе будет сопровождаться социальной дистанцией в полтора метра, измерением температуры при посадке на борт, а в начале путешествия могут попросить декларацию о здоровье, которая должна подтвердить, что человек не контактировал с инфицированным. Изменился режим работы ресторана на теплоходе, теперь там можно обедать только в две смены, пояснила заместитель гендиректора по туризму круизной компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова: «Часть людей идет на обед, часть людей идет на мероприятия. Потом они меняются. Мы от шведского стола отказались, закупили экспресс-тесты. Есть изоляционная комната, куда мы можем изолировать человека, который оказался с положительным тестом. У нас есть специальные костюмы для сотрудников. В случае какой-то крайней необходимости вызываем скорую помощь в любой пункт. Ввели в продажу теплоход класса люкс, — людей, которые хотят вот такого уровня отдых, достаточно много».
Но, несмотря на повышенный интерес к речным путешествиям, отложенная навигация лишила компаний трети выручки, отметила в беседе с “Ъ FM” вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева. И по ее прогнозам, о восстановлении показателей прошлого года говорить не приходится: «Пришлось несколько месяцев выплачивать зарплаты. Сложно у нас с судоводителями, когда уходят из пассажирского транспорта в грузовой и топливый, — вопрос тяжелый. Спрос будет, если у нас нет южных каких-то морей, зарубежных, вот этим восполняться, скорее всего, будет. Спрос на то, чтобы вернуть деньги, высокий. “Серебряный” возраст достаточно путешествуют, они, как правило, заботятся о деньгах. По сути, трети поступления денег не будет у компании».
Согласно подсчетам Росморречфлота, из-за пандемии год к году спрос на круизы может упасть до 70%. Вернуть уверенный спрос на круизы, по прогнозам, получится не раньше сентября, и только в случае если удастся принять на борт иностранных туристов.
Пассажирские перевозки водным транспортом вместе с железнодорожным вошли в список отраслей, пострадавших от коронавируса, — такое постановление подписал премьер Михаил Мишустин. Для них предусмотрены меры поддержки в виде отсрочки налогов за исключением НДС, платежей по аренде недвижимости, беспроцентные кредиты на неотложные нужды и зарплаты, мораторий на банкротство.