«Утконос» заплывет в Петербург
Продуктовый онлайн-ритейлер выходит на рынок города
Бурный рост доставки продуктов питания в условиях пандемии подталкивает ритейлеров к освоению новых регионов. Этой осенью в Петербурге начнет работать компания «Утконос», стоявшая у истоков российского рынка онлайн-торговли продовольственными товарами. Для запуска ритейлер уже арендовал у ГК «Интертерминал» около 9 тыс. кв. м складов на Кубинской улице. Эксперты считают, что у компании есть шансы войти в число лидеров петербургского рынка доставки продуктов, который все еще находится в стадии формирования.
О выходе «Утконоса» на рынок Петербурга “Ъ” рассказал собеседник, знакомый с планами ритейлера. Представитель ритейлера подтвердил эту информацию, отметив, что запуск в городе намечен на осень. В компании сообщили также, что арендовали складские площади у ГК «Интертерминал», но других деталей не раскрыли. В ГК «Интертерминал» и Knight Frank, который выступил брокером сделки, ее подробности не уточнили.
«Утконос» начал свой бизнес в 2002 году с открытия розничных магазинов, а в 2006 году первым в России запустил интернет-магазин по продаже продуктов питания. В 2013 году ритейлер отказался от развития офлайновых точек и сфокусировался на работе через интернет. Сейчас компания присутствует на рынках Москвы, Московской области, Тулы, Твери и Калуги, в ее ассортименте представлено более 40 тыс. товаров. «Утконос» принадлежит «Севергрупп» Алексея Мордашова, которая, в том числе, является основным акционером сети «Лента». До недавнего времени «Утконос» лидировал на российском рынке онлайн-продуктов питания, но апреле уступил свои позиции X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). По данным агентства Infoline, в 2019 году оборот «Утконоса» вырос на 0,4% и составил 10,19 млрд рублей.
Источники “Ъ” на рынке коммерческой недвижимости рассказали, что Утконос» арендовал около 9 тыс. кв. м складских помещений на Кубинской улице, 75. Руководитель JLL в Санкт-Петербурге Андрей Амосов считает, что ставка аренды могла составить 450–500 рублей за квадратный метр в месяц. Партнер Bright Rich | CORFAC International Евгений Титаренко говорит о 530–550 рублей. Это достаточно большой объем площадей, указывает он, напоминая, что средняя площадь складской сделки на рынке Петербурга составляет в районе 2,5 тыс. кв. м. Исходя из этой оценки годовая аренда склада может обойтись ритейлеру в 50–60 млн рублей.
Запрос на складские площади в Петербурге появился у «Утконоса» в период пандемии, и прежде чем определиться с локацией, ритейлер посмотрел большое число вариантов, утверждает господин Амосов. Выбранная локация позволит охватить центральную и южную части Петербурга, но для эффективной логистики компании, вероятно, понадобится второй распределительный центр на севере города, предполагает господин Титаренко. На первом этапе арендованных помещений будет достаточно, но потом «Утконос», очевидно, возьмет дополнительные площади, соглашается господин Амосов. Продовольственные и онлайн-ритейлеры в условиях пандемии чувствуют себя достаточно уверенно и обеспечивают основной спрос на складские площади, указывает он.
Гендиректор агентства Infoline Иван Федяков считает, что «Утконос» имеет шансы войти в топ-5 игроков петербургского рынка доставки продуктов. «Доля онлайн-продаж продуктов питания растет, но о том, что у потребителей сформировались предпочтения, говорить достаточно сложно. Они готовы пробовать новые сервисы и решения»,— уверен он. В запуск на новом рынке потребуется инвестировать сотни миллионов рублей, которые пойдут на разработку IT-решений, создание инфраструктуры и маркетинг, говорит аналитик.
Выход на петербургский рынок позволит «Утконосу» сократить отставание от «Перекрестка» и «Сбермаркета» на федеральном уровне, которым он уступает по выручке, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин. Преимущество «Утконоса» — опыт работы с комплексными заказами, позволяющий ему держать самый высокий чек среди продуктовых ритейлеров (около 7 тыс. рублей), напоминает он. Для сравнения, у «Перекрестка» и «Сбермаркета» этот показатель составляет около 4 тыс. рублей, отмечает эксперт. Кроме того, наличие собственных складов позволяет ритейлеру обладать точной информацией о текущем ассортименте, что избавляет от проблемы отсутствия того или иного товара в момент сборки заказа, продолжает господин Вирин. По мнению господина Федякова, «Утконос» может повысить свою эффективность за счет синергии с «Лентой», у которой есть более высокая закупочная сила, гипермаркеты, которые можно использовать в качестве dark store (магазины, работающие только на доставку.— “Ъ”), собственные торговые марки, опыт работы в b2b-сегменте.