Инвесторы самокатят в города
Пандемия повысила спрос на микромобильность
Основатели сервиса «Сравни такси» и другие частные инвесторы вложили 150 млн руб. в запуск в Москве и других крупных городах сервиса аренды электросамокатов URent. Ранее с такими сервисами экспериментировали каршеринговые компании, но столкнулись со сложностями в развитии. Интерес к ним может вернуться на фоне пандемии — в мэрии Москвы ожидают появления в этом году новых сервисов на рынке и роста числа электросамокатов с 2,6 тыс. до 6 тыс.
Сервис URent привлек 150 млн руб. от группы частных инвесторов, в числе которых сооснователь и гендиректор агентства Possible Андрей Виноград, создатели приложения «Сравни такси» Андрей Азаров и Михаил Гейшерик и другие, рассказал “Ъ” представитель проекта. Основатель и управляющий директор URent Андрей Колесник подтвердил факт инвестиций. Деньги пойдут на запуск сервиса в Москве и других крупных городах России. Сервис уже начал размещать электросамокаты в столице, убедился корреспондент “Ъ”, а до конца сезона рассчитывает выставить до 12 тыс. устройств по всей России и стать крупнейшим в стране в этом сегменте.
URent запустился в конце 2018 года и уже работает в Краснодаре, Сочи, Адлере и Анапе. Андрей Азаров в беседе с “Ъ” оценил весь проект в 570 млн руб. По собственным данным, его выручка в 2019 году составила около 100 млн руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Юрентбайк.ру» в 2019 году составила 88 млн руб., чистая прибыль — 11 млн руб. 66,4% компании принадлежат супруге господина Колесника Ольге Стефанюк.
По словам Андрея Азарова, URent ожидает повышенный спрос на фоне пандемии, из-за которой вырос спрос на индивидуальные способы передвижения. Ранее «AliExpress Россия» сообщала, что в первые три недели мая продажи электросамокатов выросли на 350% к апрелю.
Проекты по аренде электросамокатов в 2018 году в Москве запустили каршеринговые компании «Делимобиль» и YouDrive («Делисамокат» и YouDrive Lite соответственно). За два сезона пользователи совершили более 540 тыс. поездок, сообщала мэрия Москвы 1 июня. Тогда же она анонсировала выход на рынок еще двух неназванных компаний и рост общего числа арендных электросамокатов в Москве с 2,6 тыс. до 6 тыс. этим летом.
С 1 июля сервис Lite (уже без бренда YouDrive, который вошел в периметр совместной компании Mail.ru Group и Сбербанка) продолжит работу по агентской схеме с партнерами, рассказал “Ъ” гендиректор YouDrive Борис Голиков. Под управлением платформы будет от 2 тыс. электросамокатов, ожидает он. В «Делимобиле» не раскрывают конкретные планы. «На рынок очень сильно влияют сезонность, климатические условия, целевая аудитория, быстрая изнашиваемость парка и высокие расходы на техсопровождение и обслуживание. В России, несмотря на то что это огромный рынок для услуг sharing-экономики, не так много мест, где прокат самокатов может быть интересным бизнесом»,— отметил представитель «Делимобиля».
Опрошенные “Ъ” эксперты видят несколько препятствий для развития такого бизнеса: климат, вандализм и городская инфраструктура. В то же время запрос на микромобильность, по крайней мере в краткосрочной перспективе, будет расти во многих странах, особенно на фоне вируса и отсутствия вакцины, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Но пока в мире нет примеров «сходящейся» экономики подобных сервисов, хотя это и интересный сегмент, категоричен директор департамента финансового консультирования компании Deloitte в СНГ Денис Похазников. По его мнению, стоит также ожидать городского администрирования (например, обязательного ношения шлемов), что будет сдерживать рост пользователей и поездок, хотя позитивно скажется на безопасности.
Сегментом могут заинтересоваться и агрегаторы такси, не исключает старший менеджер отдела консультационных услуг по сделкам EY Виталий Шушковский. Так, за рубежом Uber выступает инвестором и партнером сервиса Lime, а Lyft инвестирует в прокат велосипедов. Опрошенные “Ъ” агрегаторы пока не говорят о предметном интересе к этому рынку в России.