Онлайнеры рвутся в небо
За либерализацию малой авиации выступила интернет-торговля
Малая авиация предпринимает очередную попытку ослабить ограничения на участие малого бизнеса в коммерческих перевозках. Отраслевая ассоциация вместе с Ассоциацией компаний интернет-торговли обратились в Минпромторг и Ростуризм с просьбой поддержать поправки к Воздушному кодексу, внесенные в Госдуму. Противником реформы выступает глава Росавиации Александр Нерадько, считая, что та приведет к снижению безопасности полетов. Юристы считают, что для принятия законопроекта его инициаторам все равно придется добиваться поддержки Минтранса.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась в Минпромторг с просьбой поддержать законопроект о саморегулировании малой авиации, внесенный в Госдуму 10 июня. Согласно проекту, легкие воздушные суда (с взлетной массой менее 5,7 тонны для самолета) смогут выполнять коммерческие перевозки без выдаваемого Росавиацией сертификата эксплуатанта при условии членства в профильной саморегулируемой организации (СРО). Обращение АКИТ направлено в Минпромторг по итогам совещания от 25 мая, на котором, в частности, обсуждалась доставка интернет-заказов в труднодоступные регионы.
В АКИТ отмечают, что после начала пандемии доставлять товары в такие регионы (Якутск, Норильск, Южно-Сахалинск) стало сложнее из-за сбоев регулярных авиаперевозок. Решением проблемы могло бы стать использование фидерных авиарейсов на легких судах между региональными центрами и удаленными населенными пунктами, а также по кольцевым маршрутам.
«Однако малая авиация в России полностью отсутствует уже более 20 лет по причине невыполнимых сертификационных требований (ФАП-246), предъявляемых к эксплуатантам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки»,— говорится в письме.
Еще одно обращение с просьбой поддержать законопроект направлено в Ростуризм гендиректором туроператора «Авиа-Ивентс» Екатериной Троповой. Госпожа Тропова утверждает, что либерализация позволит организовывать для туристов межрегиональные перевозки и новые востребованные маршруты.
В Росавиации не ответили “Ъ”. В конце прошлого года замминистра транспорта, глава Росавиации Александр Нерадько в интервью “Ъ” называл предложения создать СРО «импровизациями, популистскими историями под предлогом того, что это приведет к каким-то немыслимым инвестициям». Он сравнивал собственников самолетов и вертолетов с владельцами люксовых авто, которые предлагают для себя отдельные правила дорожного движения.
Александр Нерадько, глава Росавиации, о саморегулируемой организации для легких самолетов в интервью “Ъ” 28 ноября 2019 года
Росавиация относится к данной инициативе не просто отрицательно — резко отрицательно и крайне негативно
Директор Ассоциации малых авиапредприятий Дмитрий Куликов говорит, что в соответствии с ФАП-246 компания для получения сертификата эксплуатанта должна иметь в штате семь директоров: генерального, летного, технического, по безопасности полетов, по авиационной безопасности, по качеству и по наземному обслуживанию. Эту нагрузку он называет неподъемной для малого бизнеса.
Интернет-магазины выступают за снижение требований к эксплуатантам. В «AliExpress Россия» говорят, что на Москву и Петербург приходится 18% объема заказов, а более 30% — на удаленные пункты. В компании считают перспективным развитие малой авиации через доставку товаров e-commerce, но подчеркивают необходимость соблюдения мер безопасности.
Директор цепи поставок Ozon Андрей Павлович говорит, что в первом квартале продажи в Сибири и на Дальнем Востоке увеличились на 179%, в Красноярске — на 250%, в НАО — на 673%. Проникновение e-commerce в регионы позволит развиваться местным производителям: более 80% предпринимателей, по его словам, ограничены территорией своего региона. В Wildberries говорят, что в 2019 году продажи на Дальнем Востоке выросли на 75%, в Сибири — на 80%, на Урале — на 75%. В 2020 году рост объемов продаж продолжился.
В «Почте России», которая доставляет по России значительную часть товаров e-commerce, говорят, что поставки на Дальний Восток, в Сибирь и на Урал составляют чуть более 20% от общего объема.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов отмечает, что, хотя Воздушный кодекс имеет приоритет над ФАП, едва ли поправки к нему могут быть приняты Госдумой вопреки воле Минтранса. «Министерство может направить на законопроект отрицательный отзыв, что потребует внесения в него изменений либо заблокирует его принятие»,— говорит юрист. Вопрос в том, подчеркивает юрист, удастся ли добиться поддержки инициативы не только со стороны депутатов, но и Минтранса.