Хорошо смеется тот, кто садится последним
«Шутку» с вымогательством за выдуманную помощь боевикам оценили серьезными сроками
Как стало известно “Ъ”, 5-й кассационный суд общей юрисдикции в Пятигорске смягчил приговор двум уроженцам Чечни, придумавшим оригинальную схему вымогательства денег у земляка-предпринимателя. Аферисты сначала отправили бизнесмену подметное послание от боевика из Сирии с благодарностью за якобы оказанную материальную поддержку, а потом попросили у «спонсора террористов» 3 млн руб. отступных за неразглашение компрометирующих его связей. Угроза, как следует из материалов дела, «привела потерпевшего в сильное беспокойство» и вынудила обратиться в полицию.
В кассационных жалобах осужденные на восемь лет колонии строгого режима Асвад Бахаев и Ахмад Ибрагимов отмечали, что Ленинский райсуд Грозного, а вслед за ним и Верховный суд Чечни признали их вымогателями напрасно, поскольку на самом деле они просто хотели подшутить над богатым земляком и посмотреть, как тот отреагирует на «послание из Сирии». Однако рассматривать этот аргумент кассация не стала, отметив, что проверять заново обстоятельства дела не имеет смысла: этому были посвящены два предыдущих разбирательства, проведенных «с соблюдением требований закона и принципов состязательности». В них утверждение подсудимых об отсутствии умысла на вымогательство было убедительно опровергнуто: они не были друзьями с потерпевшим, не виделись и не контактировали с ним много лет, не были близки ему по возрасту, а следовательно, их телефонные шутки с бизнесменом вряд ли были бы уместны.
При этом кассация признала вынесенный Ленинским райсудом приговор все же не в полной мере отвечающим требованиям закона.
Асвад Бахаев, по мнению кассационной инстанции, был признан вымогателем необоснованно, ведь он по просьбе своих подельников только надиктовал и записал на флешку аудиоблагодарность бизнесмену от имени боевиков, а в дальнейших действиях группы, связанных с требованием денег, участия уже не принимал.
Вынося приговор Ахмаду Ибрагимову, райсуд, по мнению кассации, не в полной мере учел смягчающие обстоятельства. Между тем осужденный Ибрагимов оказал деятельную помощь следствию: как только его задержали полицейские, он сообщил им адрес квартиры, в которой затем были обнаружены его подельники и мобильный телефон с сохранившимися на нем файлами переписки вымогателей с потерпевшим. Кроме того, пятигорский суд посчитал, что Ахмад Ибрагимов заслуживает снисхождения как ветеран боевых действий.
В результате Асвад Бахаев был признан не участником, а пособником вымогательства (ч. 5 ст. 33 и п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ), назначенный срок ему сократили на год. Ахмаду Ибрагимову выдвинутые ранее обвинения по п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ кассация оставила в силе, однако с учетом признанных смягчающих обстоятельств он получил семь лет колонии строгого режима вместо назначенных ранее восьми.
Вымогательство в особо крупном размере, о котором шла речь в кассационном суде, было совершено в августе 2016 года в Гудермесском районе Чечни. Ленинский райсуд установил, что запланировали его неработающие Ахмад Ибрагимов и его подельник — он получил в итоге те же восемь лет колонии строгого режима, но обжаловать приговор не стал. Соучастники решили отправить компрометирующее аудиосообщение своему состоятельному земляку, а надиктовал текст неосведомленный о планах вымогателей Асвад Бахаев. Последний летом 2016 года приехал ненадолго в Чечню, чтобы сделать ремонт в квартире, а до этого много лет жил с семьей в Австрии. Эмигрант стал говорить с акцентом, поэтому озвучка текста в его исполнении, по мнению вымогателей, выглядела более правдоподобно.
Асвад Бахаев поблагодарил адресата за финансовую помощь и сообщил, что благодаря его деньгам они «благополучно добрались до Сирии и Ирака» и «приступили к войне с неверными». На этом участие пособника Бахаева завершилось, а Ахмад Ибрагимов, записав аудиопослание на флешку, повез ее в Гудермес. Там флешку упаковали в конверт и передали сверток местному таксисту с поручением отвезти одному из родственников адресата. Тот сообщил на заседании суда, что получил сверток с флешкой, но просматривать ее содержимое не решился, «заподозрив что-то нехорошее», поэтому спрятал посылку «под камень перед домом». Однако вымогатели напомнили о ней телефонными звонками, и «письмо боевиков» пришлось прослушать.
Адресат-предприниматель, как заявили свидетели на процессе, знал, «какую большую работу ведут власти республики для противодействия терроризму» и какие меры могут быть применены к пособнику боевиков, поэтому полученное сообщение «привело его в очень сильное беспокойство».
Тем более что неизвестный отправитель посылки уже связался с бизнесменом и сообщил, что планирует предать огласке компрометирующие его связи. Потерпевший занес номер своего собеседника в контакты мобильного телефона, присвоив тому псевдоним Штирлиц, и несколько дней пытался разыскать отправителя флешки самостоятельно. Сделать это ему не удалось, а когда Штирлиц обозначил наконец свои финансовые требования — 3 млн руб.,— предприниматель поехал в полицию. 26 августа 2016 года он написал заявление на имя главы чеченского МВД, а также передал правоохранителям флешку и свой мобильник с сохранившейся перепиской. В тот же день трое вымогателей были задержаны.