Заметки на правах
12 правозащитных организаций составили для ООН альтернативный доклад о правах человека в России
Сразу 12 российских НКО подготовили для ООН совместный доклад о ситуации с правами человека в России. Это подробный комментарий к отчету властей РФ на ту же тему, который был представлен международному сообществу в прошлом году. По мнению правозащитников, российские власти «не заметили» многих проблем — от внесудебных казней на Северном Кавказе до преследования и законодательной дискриминации ЛГБТ-граждан. Также в документе сообщается о российской судебной системе, условиях содержания в тюрьмах и нарушении права на свободу собраний. На основе этого доклада Комитет по правам человека ООН подготовит ряд вопросов, на которые представителям РФ придется ответить в следующем году.
Доклад для ООН подготовили 12 правозащитных организаций: ПЦ «Мемориал», «ОВД-Инфо», «Комитет против пыток», «Общественный вердикт», «Русь сидящая», «Российская ЛГБТ-сеть» и другие. Как рассказала “Ъ” юрист «Мемориала» Татьяна Глушкова, документ является своего рода ответом на отчет российских властей о ситуации с правами человека в стране.
Россия является участницей Международного пакта о гражданских и политических правах, который был ратифицирован еще СССР в 1973 году. За выполнением пакта государствами наблюдает Комитет по правам человека ООН (КПЧ). Раз в четыре года государства направляют в КПЧ свои отчеты об исполнении пакта, правительство РФ представило очередной такой доклад в апреле 2019 года. «Естественно, государства могут умалчивать о каких-то проблемах и даже предоставлять недостоверную информацию, чтобы предстать перед ООН в лучшем свете,— говорит госпожа Глушкова.— Поэтому после публикации отчета КПЧ предоставляет некоммерческим организациям возможность направить свои доклады о ситуации в стране. Аналогичным правом обладают государственные органы и омбудсмены».
Проанализировав все поступившие документы, комитет составляет список вопросов, на которые обязано ответить правительство страны.
«В нашем докладе мы рассказываем о разных аспектах ситуации с исполнением пакта в нашей стране и предлагаем вопросы, которые, по нашему мнению, стоило бы задать России»,— пояснила госпожа Глушкова.
Доклад правозащитников состоит из 11 подробных разделов. Первый посвящен ситуации на Северном Кавказе, причем в самом широком смысле: от нарушений силовиками прав местных жителей до преследования уже местными жителями ЛГБТ-соотечественников, распространения «убийств чести» и незаконной практики калечащего женского обрезания. «Еще в 2015 году комитет дал России две рекомендации к ситуации на Северном Кавказе: обеспечить эффективное расследование нарушений, совершенных в ходе КТО, а также прекратить практику коллективных наказаний родственников предполагаемых террористов и лиц, подозреваемых в сочувствии к ним,— говорит госпожа Глушкова.— В официальном докладе РФ полностью отсутствует информация об исполнении второй рекомендации. А относительно первой приводятся лишь общие слова. Нет никакой информации о результатах расследования конкретных инцидентов и ответственности виновных». В частности, в документе приводится история дагестанских пастухов Гасангусейновых, которые в 2016 году были застрелены во время спецоперации в Дагестане. «По факту их убийства было возбуждено уголовное дело, однако эффективного расследования не последовало»,— говорится в докладе. Также авторы рассказывают о преследовании местных правозащитников и проблемах женщин на Кавказе.
Еще один раздел посвящен пыткам и жестокому обращению силовиков с гражданами. «Здесь прежде всего проблема криминализации. В законодательстве так и не появилось отдельной статьи о пытке как должностном преступлении»,— рассказала “Ъ” глава фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. Из-за этого невозможно вести статистику подобных преступлений и оценить масштаб распространенности пыток в России. «Плюс расследование таких преступлений оставляет желать лучшего,— добавила госпожа Таубина.— То спецподразделение, которое в 2012 году было создано внутри СКР, по факту не работает».
Также в документе есть разделы «Дискриминация на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности», «Домашнее насилие», «Труд в местах принудительного содержания», «Независимость судебной системы», «Свобода выражения мнения», «Борьба с экстремизмом», «Свобода ассоциаций» и «Мирные собрания».
Последний раздел посвящен «непропорциональному ограничению прав человека в РФ в условиях пандемии COVID-19». «Понятно, что это новая ситуация и ее не могло быть в докладе, направленном еще в прошлом году,— говорит Наталья Таубина.— Но крайне важно, чтобы Комитет ООН задал вопросы по этой истории». В документе рассказывается, как россиянам запрещали проводить митинги и пикеты, как вырос уровень домашнего насилия и как граждан преследовали за публикации на тему нехватки средств защиты от вируса. «Отдельно мы подняли вопрос об эпидемии в местах лишения свободы,— говорит госпожа Таубина.— В России отсутствует адекватная публичная информации о том, какая же там ситуация. Иногда ФСИН выдает статистику, но к ней много вопросов — она не сходится с той информацией, которую мы получаем от самих заключенных».
Доклад правозащитников будет рассмотрен на 129-й сессии КПЧ — она начинается сегодня и продлится до 24 июля. На ней будет подготовлен список вопросов к ряду стран, в том числе России. Официальное рассмотрение российского отчета в ООН состоится в 2021 году, тогда же будут заслушаны ответы правительства на поступившие от правозащитников вопросы.