Сетчатая ваза из Запретного города, лот аукциона Sotheby’s
Обретенная
Шедевр с пыльной полки
Если бы император Цяньлун, закрывший в XVIII веке границы Поднебесной от «заморских варваров», узнал, что жемчужина его фарфоровой коллекции будет полвека пылиться на шкафу старушки из Нидерландов, его бы хватил удар. А что вы хотите? Созданную под надзором высших чиновников императорского двора вазу признали шедевром в момент создания. К тому же она отразила и дух эпохи: изящно изогнутый сосуд украшен узорами в подражание европейскому рококо, а сквозь легкую фарфоровую сетку проглядывает внутренняя ваза, покрытая традиционной китайской росписью. Искусствоведы до сих пор ломают голову, как мастеру удалось поместить один сосуд в другой, не повредив хитрого рисунка. Словом, понятно, отчего амстердамский арт-консультант Йохан Бош ван Розенталь, углядев шедевр среди безделушек в доме пожилой дамы, схватился за голову. «Чудо, что эта необычайно хрупкая ваза выжила в доме, окруженная бесчисленными домашними животными»,— вспоминает он визит к клиентке. Не обращая внимания на кошек, бесцеремонно гуляющих вокруг артефакта, хозяйка поведала: унаследовала предмет, зная, что он «был чем-то ценным». И попросила его оценить.
В точности отследить историю путешествий вазы специалисты пока не могут, хотя уже ясно: ее продали на лондонском аукционе в 1954 году за 56 долларов (1500 долларов по нынешнему курсу), затем перепродали за 101 доллар. До продажи артефакт принадлежал Гарри Гарнеру — специалисту по аэродинамике и коллекционеру, которому Британский музей обязан едва ли не лучшими образцами восточной керамики в своем собрании. Аукционный дом Sotheby’s смахнул пыль веков с шедевра из Дворца Небесной Чистоты в Запретном городе: 80-летняя старушка выручила за вазу около 9 млн долларов.