«Число запросов на реструктуризацию выросло в десятки раз»
Региональный директор компании «Интерлизинг» в УрФО Руслан Моллаев — о лизинге во время чумы
Из-за пандемии коронавируса ряд лизинговых компаний недовыполнил планы на первый квартал 2020 года на 30–50% и корректирует плановые показатели по году. Однако на Урале пострадал только лизинг оборудования. О том, как для отрасли в УрФО закончился прошлый год, финансовых показателях и вхождении в банковскую группу — региональный директор компании «Интерлизинг» в УрФО Руслан Моллаев.
— Для начала расскажите о ситуации на уральском рынке лизинга. Повлияла ли на него пандемия?
— План 2019 года уральский дивизион компании «Интерлизинг» закрыл на 123%. Из них по легковым автомобилям мы сделали 451 млн руб., по грузовой технике — почти 1,3 млрд руб., по строительной — 738 млн руб. Первый квартал 2020 года на Урале был одним из самых успешных за последние четыре года — план за первый квартал мы закрыли на 164%. Здесь нужно учесть несколько факторов. Исторически январь — мертвый месяц, когда продаж практически нет. Тем не менее, план на январь мы закрыли на 150%,февраль — на 160%, март — на 175%. На мартовские показатели повлияло начало пандемии коронавируса: в начале месяца пошли слухи о закрытии европейских заводов. В это же время произошло снижение цен на нефть и рост курса доллара и евро. Клиенты, опасаясь наценки и увеличения сроков поставок техники, были вынуждены скорректировать планы закупок и ускорить процесс приобретения транспортных средств. В сумме в марте мы продали на 488 млн руб., порядка 300 млн руб. из которых пришлись на последние дни месяца, когда стало очевидно, что Россия тоже уйдет на карантин.
— Какие-то отрасли все же пострадали от пандемии?
— Сейчас в УрФО лизинг оборудования пострадал: некоторые предприятия не смогли функционировать и перестали производить продукцию. Продукция, которую они уже произвели, зависла на складах. Поэтому и продавцы, и покупатели, и лизинговые компании немного просели. Что касается остальных отраслей, я не вижу особой просадки, а если она и есть, то связана в первую очередь не с коронавирусом, а с сокращением добычи нефти в регионе. Были запланированы разработки новых и расширение действующих месторождений. Для этого необходима спецтехника. Рынок спецтехники тоже немного просел. Особенно это касается Сургута, Тюмени, где порядка 70% всей спецтехники идет именно на месторождения. В Екатеринбурге, Челябинске спецтехника приобретается по-прежнему. Рынок грузового и легкового автотранспорта никак не пострадал.
— Вырос ли спрос на реструктуризацию лизинговых платежей?
— Число запросов на реструктуризацию выросло в десятки раз, но стоит отметить, что многие компании обращаются за ней для подстраховки. Нам не интересна неуправляемая просрочка, поэтому мы рассматриваем все запросы, анализируем финансовое состояние лизингополучателя, состояние и ликвидность предмета лизинга, по которому мы будем делать реструктуризацию платежей, и отталкиваясь от этих факторов, принимаем решение.
— Какими, на ваш взгляд, будут итоги отрасли в 2020 году? Придется ли корректировать плановые показатели?
— Есть компании, которые просели и недовыполнили план в районе 30–50%. Наша компания закрыла апрель на 84%, май — на 93%, июнь по итогу будет не меньше 90%, и, как следствие, план второго квартала тоже будет закрыт не меньше, чем на 85–90%. Мы не столкнулись с глобальными проблемами, возможно, потому что работаем со всеми отраслями, за исключением авиа- и судостроения т.д. Другой фактор — в Екатеринбурге я не чувствую жестких ограничений, связанных с пандемией: работают так или иначе все. Поэтому по экономике случился, может быть, не настолько сильный удар, как прогнозировалось. Либо еще не настал тот период, когда мы ощутим существенный удар в нашей сфере.
— Как изменение ставки ЦБ повлияет на отрасль лизинга?
— Практически никак. Мы кредитуемся в банках, а они не обязаны транслировать понижение нам или другим своим клиентам. Кроме того, и банки, и лизинговые компании сейчас оказались в непростой ситуации, потому что дебиторская задолженность все равно растет. Делая реструктуризацию, мы недополучаем денег, на которые рассчитывали в начале года, поэтому вряд ли лизинговые компании начнут транслировать снижение или получать пониженные трансферты от банков.
— Какие меры господдержки сейчас требуются лизингодателям?
— В первую очередь нужно поддержать наших клиентов, чтобы малый и средний бизнес смог достойно пройти период ограничительных мер и дальше пользоваться продуктами лизинговых компаний, кредитными продуктами банков. Если с МСБ все будет в порядке, то и лизинговые компании не почувствуют никакой проблемы.
— Рассматриваете ли вы запуск новых продуктов и выход на новые рынки?
— У компании «Интерлизинг» сегодня два основных продукта — «Экспресс» для сделок до 35 млн руб. и «Стандарт» для сделок свыше 35 млн с более обширным пакетом документов. Существует проблема: между клиентом на сделку в 60 млн руб. и клиентом на сделку в 300 млн руб. разницы для нас нет, мы собираем с них одинаковые пакеты документов, они проходят одну и ту же процедуру. И наши коллеги разработали промежуточный продукт для сделок от 35 до 100 млн руб.
Недавно у нас вышел продукт, в рамках которого любое физическое или юрлицо может стать нашим инвестором. Инвестировать можно от 2 млн руб. по ставке 8% годовых. Если учесть, что наша компания достаточно устойчива, существует на рынке больше 20 лет — это не самое плохое вложение денег.
Что касается выхода на новые рынки, на Урале в период карантина мы открыли филиал в Челябинске, в июне — августе предстоит открытие пермского филиала. Мы готовы к открытию, но поиск кадров немного осложняется текущей ситуацией.
— Расскажите о стратегических планах компании, в том числе о вхождении в банковскую группу «Уралсиб».
— С группой «Уралсиб» мы тесно работаем с 2017 года, основным нашим кредитующим банком на протяжении долгого времени являлся именно ПАО «БАНК УРАЛСИБ». Мы активно развиваем кросс-продажи, менеджеры банка продают лизинговые продукты и перенаправляют клиентов в лизинговую компанию. Уже в следующем году по данному каналу мы ожидаем не меньше 15% от всех продаж нашей компании, поэтому фактически мы в группе уже давно.
Согласно стратегическим планам компании, к концу 2020 года целевой объем продаж составит 20 млрд руб., при этом количество сделок увеличится с 2500 до 4000 штук. Рост количества сделок, прежде всего, связан с особым вниманием к сегменту МСБ, который станет основным драйвером роста компании, поэтому в целях увеличения розничных продаж мы планируем до конца текущего года расширить филиальную сеть до 25 офисов.
ООО «Интерлизинг»